Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Большая жизнь маленького Оскара

6 марта, 2007 - 00:00
АНИМАЦИЯ СТЕПАНА КОВАЛЯ / СТАНИСЛАВ ГОЛОПАТЮК В РОЛИ ОСКАРА ОБЕЩАЕТ СТАТЬ ОТКРЫТИЕМ НЫНЕШНЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА АПЛОДИСМЕНТЫ РАСТРОГАННЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

Неподражаемая Мельпомена — богиня театра, — несмотря на кликушество рьяных поклонников новых муз, пополнивших славную девятку, по-прежнему принимает жертвоприношения своих служителей и стремится радовать почитателей. Ни белое полотно киноэкрана, объединяющего зрителей в зале; ни радужное свечение бывшего «голубого» экрана — средоточие семейного уюта; ни освоение умопомрачительных технических возможностей кристаллического монитора компьютера — виртуального многоголосья, оборачивающегося одиночеством, — ничто не смогло увести зрителей от животрепещущей загадки театра. От таинства, рождающегося на твоих глазах при безусловном зрительском участии и сотворчестве. Даже неотвратимо ворвавшаяся и в театр коммерциализация.

Резко изменилась театральная публика. Во всяком случае, на громадной территории бывшей родной страны. Стройные ряды зрителей покинули те, кто вырос на хорошем театре, для кого он является духовной подпиткой — уж больно нынче «дорог овес». Их места в зале заняли нувориши, политики и бизнесмены. Их, за редким исключением, привела в театр не духовная потребность, а соображения о престиже. Это вынудило театр сильно прихрамывать по части репертуарной политики, угождая «присыпкиным», которые предпочитают, чтоб «им делали красиво». А для заядлого театрала особенно дорог тот театр, который последовательно, без аффектации, со времени своего появления формирует своего зрителя, работает для него, экспериментирует, ищет болевые точки сегодняшнего дня, чтобы вместе стать совершенней.

Театр «Сузір’я», под неизменным руководством народного артиста Украины Алексея Кужельного, представил новую работу — спектакль «Оскар Богу» по пьесе французского драматурга Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама». Почитателям этого театра имя автора знакомо — в репертуарной афише уже несколько лет с неизменным успехом держится спектакль «Прошлогодний снег», поставленный по его пьесе.

Философ, музыкант, драматург Эрик Шмитт , несмотря на сложность подачи материала и философскую их наполненность, был безоговорочно принят профессионалами и зрителями уже с первой пьесы — «Валлонская ночь» в 1991 году была с триумфом поставлена в Шекспировском королевском театре. Следующая — «Посетитель» — удостоилась Мольеровской премии 1994 года сразу в двух номинациях: театральное открытие и лучший драматург. «Загадочные вариации» стали лучше пьесой 1996 года. В ней играл Ален Делон, и под оглушительные овации совершил мировое турне. И т.д. По своей природе Шмитт, безусловно, просветитель. Ведь недаром среди его героев находятся личности, вошедшие в мировую историю — Иисус и Дидро, Понтий Пилат и Гитлер,

Герой спектакля «Оскар Богу» — маленький, смертельно больной мальчик, за очень короткий промежуток проживает целую жизнь, учится и учит других терпимости, любви и прощению. И уходит светло. Казалось бы, ничего не успел сделать, а подарил людям добрую память о себе. По своему восприятию мира, по тональности взаимоотношений с ним прослеживается душевное родство Оскара и Маленького принца, который не навязывал миру свое видение, а лишь искренне делился своим жизненным опытом.

По этому непростому пути и пошел, по- моему, постановщик спектакля, он же художник — Алексей Кужельный. Предельно скупая сценография и двое действующих лиц — Оскар (молодой артист Станислав Голопатюк) и Розовая дама (заслуженная артистка Украины Валерия Чайковская), — остальные находятся за кадром. Актеры предельно точны в рисунке ролей и в эмоциональном взаимодоверии. Потерянный во взрослых недомолвках, на пороге смерти, он получает возможность прожить полноценную, наполненную чувствами и впечатлениями жизнь. Она, отдавая искренность сопереживаний, дарит путь к Храму и сама обретает веру. Полутона усиливают эмоции. Пластика строит декорации — от больничной палаты до алтаря. А помогает им великолепная режиссерская находка — вместе с героем на небольшом экране сбоку сцены, на полях дневника Оскара, листочках в клеточку, оживают рисунки. Их автор — увенчанный многими международными наградами, известный аниматор Степан Коваль.

И нет тяжести в финале этой маленькой трагедии, но есть мудрость приятия жизни и ее перехода в другое качество.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня». Фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ