Общественная организация «Женский консорциум Украины» при участии старшеклассников из разных школ провела в 11 областях страны исследование мнения детей о соблюдении их прав «Голоса детей». Вопросы касались разных сфер жизни: отношений с родителями и осведомленности о своих правах, отношения к учебному процессу и ощущения безопасности в школе.
По данным исследования, 79% детей сказали, что знают о Конвенции ООН о правах ребенка, но при этом опрошенные нередко путали ее с Конституцией Украины. Правозащитники «Женского консорциума Украины» считают это еще одной демонстрацией того, насколько необходимо преподавать в школе такой предмет, как права ребенка.
При этом 72% опрошенных оптимистично смотрят в будущее. Этот показатель достаточно тревожен, ведь значит, что у остальных — 28% — высокая неуверенность в завтра, и это много. Немало детей уже задумываются о том, чтобы учиться и работать за рубежом.
«Среди опрошенных детей 65% ответили, что хотели бы чаще выражать собственное мнение по разным вопросам, но в течение последнего года такую возможность имела лишь половина наших респондентов. А 82% опрошенных считают, что власть должна прислушиваться к мнению детей. Очень важно информировать детей и взрослых о том, что дети имеют право на участие», — заметила участница исследования 11-классница Елена ДЕГТЯРУК.
Также немало участников исследования «Голоса детей» одной из самых больших проблем в школе признали травлю (булинг). В частности, 19% признали издевательство над собой. Эксперты говорят, что, скорее всего, это количество является приуменьшенным, ведь детям очень трудно говорить об издевательстве.
Проблема травли поднимает более серьезную тему — безопасности в школе. Так, две трети опрошенных детей признали, что не чувствуют себя в школе в безопасности, 70% чувствуют в школе постоянный стресс, много респондентов чувствуют стресс в школе иногда. По оценкам детей, мало в чем им может помочь школьный психолог: 50% сознались, что не доверяют такому специалисту, потому что боятся, что после консультации с ним их будут обсуждать педагоги. В целом 42% опрошенных детей ответили, что не знают, куда и к кому обращаться со своими проблемами, когда возникают недоразумения в школе и семье.
Также авторы исследования разработали рекомендации, как можно улучшить ситуацию.