Сегодня в Зальцбурге начинаются гастроли Национальной оперы Украины по Европе
В Национальной опере прошли вечера симфонической и вокально-симфонической музыки. Эту программу подготовили в преддверии гастролей по Европе: музыканты оркестра под руководством дирижера Владимира Кожухаря, хор (хормейстер Лев Венедиктов) и солисты театра.
В первом цикле прозвучала Поэма для хора, солистов и оркестра С. Рахманинова «Колокола» на слова Э. По в переводе К. Бальмонта, четырехчасовое произведение, написанное и впервые исполненное под управлением автора в 1913 году. Созданное под определенным влиянием символизма, оно представляет собой поступательное повествование о жизни человека, фиксирующее наиболее значимые его вехи. Первая часть — сани со звенящими серебристыми колокольчиками, символизирующие безмятежную юность. Затем быстрая легкая музыка, искристая партия тенора (Александра Дьяченко), сопровождаемая звенящими голосами хора, мягко переходит к более звучным, торжественным переливам золотых свадебных колоколов. «Волна певучих звуков» в лирическом, глубоко напевном сопрано Лилии Гревцовой подхватывается и наполняется оркестром и хором, постепенно опадая как бы в преддверии неизбежных будней. Третья часть — тревожный набат, возвещающий о беде. Бушующая огненная стихия, вопли и плач, «страх и возмущенье, ...диких звуков несогласность» передаются от оркестра и хора к зрителю. И в завершение — «похоронный слышен звон». Драматизм и скорбь заключительной части донес звучный баритон Владимира Опенько, а гулкая арфа с постепенно замирающим оркестром «возвещает о покое гробовом»...
Во втором отделении была исполнена Симфония № 5 П. Чайковского — вершина оптимистического симфонизма. Лейтмотивы каждой части и в особенности главная музыкальная тема, проведенная через все произведение, претерпевают драматические и темпо-ритмические метаморфозы. От нежно-томительного соло валторны (в блестящем исполнении П. Грушовенко) до разливистого унисона скрипичных, от сурово-мрачных медных до пышно-торжественного общего финала. Под твердой рукой дирижера В. Кожухаря оркестр эмоционально передал все богатство инструментовки Чайковского — глубину психологизма и образность мелодизма.
Во втором цикле вечеров прозвучала кантата С. Прокофьева «Александр Невский». Написанная в 1939 году уже зрелым и признанным композитором, кантата представляет собой органичный синтез традиционных мелодичных средств с атонической стилистикой музыки ХХ века. Эпические сцены в исполнении хора потрясли слушателей мощью, а лирические отступления были мягкими и прозрачными. Тягуче-печальная партия меццо-сопрано в исполнении молодой солистки театра Аллы Позняк — скорбный плач женщины (вдовы, матери, сестры, возлюбленной) над убиенными на поле брани, и, вместе с тем, есть робкая надежда на продолжение жизни. Певица искренне и глубоко провела лирическую линию, выдержанную автором в тонах, почерпнутых из фольклора.
А 6-я симфония П. Чайковского стала настоящим подарком ценителям симфонической музыки. Это произведение композитора одно из самых печальных. По силе своего воздействия симфония сродни моцартовскому Реквиему. Да она и есть реквием — по самому маэстро (спустя девять дней после первого ее исполнения под руководством автора Петр Ильич Чайковский завершил свой земной путь). Симфонический оркестр Национальной оперы тонко передал эмоциональную насыщенность трагедийного звучания музыки и смятение гениального композитора. Эта симфония, словно сама жизнь — с ее взлетами и падениями, радостями и печалями...
В Зальцбурге (5 и 6 марта) будут исполнены 5-я и 6-я симфонии Чайковского, а прокофьевский «Александр Невский» прозвучит в Швайфурте вместе с «Колоколами» 7 и 8 марта. Также пройдут хоровой концерт из фрагментов оперной классики (Гран финал из «Аиды», вальс из «Фауста», хор из «Турандот» и др.). Дальше гастрольную эстафету примут артисты оперы и балета: в Дании и Швейцарии покажут «Бориса Годунова», в Германии и Австрии — «Спящую красавицу», в Швейцарии — «Баядерку» и «Лебединое озеро», в Германии — «Барышню и хулигана» и «Кармен-сюиту».