В условиях карантина немало школ изменило работу своих столовых — повара не готовят завтраки и обеды непосредственно в школе, а раздают ланч-боксы. То, что внутри этих «пищевых коробочек», часто огорчает и учеников, и их родителей. Мало, не всегда вкусно и не все свежее — основные претензии. Много учебных заведений пыталось перепрофилировать работу столовых, переходили на так называемые шведские столы, сменяли подрядчиков, но после карантина все утихло.
Вместе с тем реформа школьного питания нужна. План мероприятий этой реформы прописан в распоряжении Кабмина от 05.08.2020 № 1008-р. Прошлой осенью при Минэкономики была создана межведомственная рабочая группа с целью изучения системы питания в школах, которая проверила 500 городских и сельских школ, в которых учится свыше 300 тысяч учеников.
Во время визитов в школы чиновники обращали внимание на всю цепочку школьного питания — от производителя пищевых продуктов до получения учеником готовой еды. Также изучали подходы к организации питания, наличие диетических столов, состояние соблюдения требований безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, состояние помещений и оборудования и уровень обеспечения горячим питанием.
В результате проверок обнаружили несколько ключевых проблем: отсутствие питания для детей с особенными пищевыми потребностями (диетические столы); низкая динамика внедрения и использования системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР); изношенное и устаревшее оборудование; низкий уровень осведомленности относительно полноценного питания; недостаточный уровень знаний в части закупки пищевых продуктов.
Сейчас Минэкономики готовит ряд документов, чтобы завершить реформу школьного питания и устранить обнаруженные недостатки. Так, разрабатывается методология относительно особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в заведениях образования; готовятся методические рекомендации относительно контроля качества продуктов и блюд, а также обновляются гигиенические требования к пищеблокам.