Какие они на самом деле, «звезды» сцены, театральные примадонны? Как выглядит другая сторона жизни, которая так манит роскошью и красотой, страстностью и внешним блеском?
В Киевском академическом молодом театре попробовали несколько неоднозначно ответить на эти вопросы, предложив на суд зрителя премьерный спектакль «Голубка» по пьесе Жана Ануя «Коломба». Режиссер-постановщик - Андрей Бакиров, для которого премьера на сцене Молодого одновременно является дебютом на киевской сцене. Кроме того, для коллектива театра эта постановка тоже знаковая, ведь пьеса с самого начала была выбрана для бенефиса популярной актрисы Тамары Яценко.
Все события спектакля развертываются в одном пространстве - театре. В нем существуют свои радости, боли, неурядицы, а также лицемерие, жестокость, тщеславие, грубость и цинизм. Бедный музыкант Жюльен желает исполнить свой долг и пойти в армию. Но ему нужно «устроить» свою молодую жену Коломбу с маленьким ребенком, остающихся без средств существования. Молодому человеку не остается ничего иного, как просить свою мать - Примадонну театра мадам Александру, - чтобы она взяла молодую женщину с младенцем под свое «крыло». И все происходящее дальше по сюжету спектакля - некое испытание, а, может, даже посвящение непосредственной, наивной и нежной «голубки» Коломбы в «ранг» представителей своеобразного мира, который живет по своим внутренним законам. И несмотря на страсти, бушующие за кулисами сцены в жизни каждого персонажа, ревность мужа, интриги и «театральные игры», чуть ли не самое важное значение имеет внутренний конфликт в душе юной Коломбы (Лилиана Ребрик). Жизнь ставит ее перед весьма жестоким выбором: принять театральные законы, получить актерскую известность, симпатии окружающих, но, так сказать, поступиться своими моральными принципами и, главное, верностью в любви или же не идти ни на какие компромиссы и на всю жизнь остаться бедной и наивной Коломбой. Интересный момент режиссерского решения - то, что зрителю сложно сделать категоричные выводы. Кто она: неверная соблазненная молодая актриса или невинная «голубка»? Коломбе льстят ухаживания мужчин, их подарки, красивые наряды и любовь зрителя, и в то же время она страстно любит Жюльена.
Довольно метко режиссер меняет психологическую амплитуду действия (не зря по жанру спектакль является трагикомедией). Меняются характеры, смысловые акценты и, конечно, отношение зрителей к изображаемому. В этом, наверное, главная суть действия. Сначала мы видим Примадонну Александру (Тамара Яценко) капризной, жестокой, лицемерной, иногда смешной, ведь все то, что она делает в жизни, казалось бы, лишено не только чувств, но и здравого смысла. Но в течение развития действия она превращается не только в настоящую мать, способную понимать своего сына, но и в мудрую женщину, хорошо знающую жизнь и цену всему происходящему в нашем внешнем, «показушному» мире. Ее последний монолог пожилой, уставшей от жизни женщины, которая будто «снимает» с себя весь театральный гламур, воспринимается как сентиментальная, глубоко эмоциональная и даже драматичная речь.
Меняется и Коломба: она не превращается в ничтожество, лишенное моральных принципов, хотя несколько ими и поступается. Коломба становится опытной женщиной, которая может честно, с достоинством смотреть правде в глаза, быть откровенной в первую очередь с самой собой. Естественно, Жан Ануй довольно часто «проговаривал» женскую тему в своем творчестве. И «Коломба» - не исключение. Кроме того, смотря спектакль Андрея Бакирова, можно говорить даже о некоторых феминистических мотивах (кстати, только в позитивном смысле).
Не зря неизменным и жестко верным себе остается только Жюльен. Несмотря на недоброе знакомство с правдой, он не хочет менять убеждения и взгляды на жизнь. Возможно, для него просто нет иного выхода, кроме как погибнуть?
Однако финал спектакля - песня чистоте помыслов и любви, способной преодолеть всякие ненастья. Режиссер ретроспективно «вырисовывает» знакомство Жюльена и Коломбы, предлагая другой вариант продолжения их отношений: молодая девушка-цветочница не соблазняется театром, следуя лишь за чувством. И юные влюбленные, словно два голубя, остаются в паре. Хотя не стоит обвинять театр, ведь на самом деле героев изуродовала их жизнь и, главное, - неумение ладить с самыми дорогими людьми, что и приводит к личной катастрофе...
В спектакле также задействованы актеры: Валерий Шептекита, Станислав Дудник, Николай Вороненко, Михаил Конечный, Наталья Кленина и другие.