Во вторник Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко представил первую часть проекта «Живой музей — театр», в рамках которого будет оживать музей и его фонды. Прежде всего — благодаря интерактивным театрализующим действам, к творческой организации которых кроме сотрудников музея, привлечен также режиссер Юлий Сулыма, актеры театра-студии «Оксюморон» и мастерская реконструкции исторического наряда Алены Пореченковой.
Речь идет о первоначальном синкретизме культур, — объясняет завотделом Западноевропейского искусства Музея имени Ханенко Елена ЖИВКОВА. Когда-то и живопись, и слово, и музыка, и поэзия — все это было соединено и связано с сакральным действием. Потом эти искусства разошлись. И в настоящий момент — настало время соединить их опять. Ведь одно искусство может помочь человеку понять и осознать тайны другого. Прийти к поп-культуре — просто. К культуре высокой — сложно. Поэтому во всем мире творческие люди ищут максимально простые пути, чтобы научить своих современников понимать его. Сегодня зритель развращен интернетом и телевидением. Мы живем во времена тотальной визуализации. Человек постигает мир в основном используя только один орган чувств — зрение. Наша задача — научить видеть тонкости этого мира, а не просто разрисованные картинки, помочь человеку сформировать тонкое, воспитанное, окультуренное «зрение».
Важно, что оживают в Украине именно государственные музеи, в которых возможности до сих пор ограничены, но спасают прогрессивные кадры. Подобные проекты активно внедряет также Национальный художественный музей. По-видимому, самый громкий из них был связан с экспозицией работ Александры Экстер, к которому со специально созданной коллекцией приобщилась Лилия Пустовит, а все это транслировалось в сети.
Первая часть проекта «Живой музей — театр» имеет название «Дары волхвов». Она посвящена Рождеству и новогодним праздникам, потому в интерактивных действах задействованы именно те произведения искусства, которые непосредственно касаются этой темы. А задействованы они при посредничестве главных персонажей «музейного театра» — «Genni della casa», то есть духов-охранников здания. Они внезапно «материализуются» в человеческом подобии и рассказывают об экспонатах музея, сопровождая посетителей коридорами имения Ханенко. В искусствоведческом представлении «Дары волхвов» будет задействован «театр огня», будут оживать европейские традиции рождества и картины. И не только в буквальном смысле. Многие ли киевляне знают, что в музее Ханенко сохраняется одна из самых значительных христианских святынь — энкаустическая (то есть написанная восковыми красками) икона Богоматери с младенцем, созданная в VI веке в Византии? В результате иконоборчества таких ранних икон в мире осталось всего-навсего восемь.
По словам Елены Живковой, проект «Живой Музей — Театр» будет состоять из трех частей. Вторая из них — «Куртуазная церемония. Шоколад», будет связана с традициями культуры рококо, когда шоколад стал одним из самых модных светских угощений и той живописью XVIII века, которая сохраняется в коллекции музея. Третья часть будет посвящаться Международному дню музеев и Международному дню театра и представить живописную интерпретацию традиционной итальянской комедии дель арте. Кроме того, уже в настоящий момент в залах Восточной части коллекции воплощается детская часть проекта — «7 путешествий Синдбада-морехода».
Что касается спектакля «Дары волхвов», то он будет проходить в музее регулярно в течение декабря и января в вечернее время (с 19 до 21 часа) для небольших групп от 20 до 25 посетителей. Между прочим, такие интеллектуальные вечерницы — это ли не лучший вариант для новогоднего корпоратива в противовес традиционным, где основными объектами внимания становятся звезды шоу-бизнеса? Ведь не только к иконе VI века остаются безразличными пресыщенные чудесами современной цивилизации взгляды. Если быть откровенными, то этот отстраненный взгляд пронизывает весь Киев и всю Украину, которая изобилует чудесами. Тем более — в канун Рождества.