Трагическая смерть оператора агентства «Рейтерс» Тараса Процюка высветила для украинской журналистики многие важные моменты. Он был украинцем, жил в Варшаве, работал на британское агентство и погиб в столице арабского государства. Мы медленно интегрируемся в мировую журналистику, и Тарас был одним из пионеров на этом пути. Сюжеты о выстреле по отелю «Палестина», насмерть ранившем оператора из Украины, прошли на многих зарубежных каналах, и мы могли почувствовать солидарность международной журналистской общественности. На панихиду прилетели его коллеги из Польши, Великобритании и России.
Его гибель стала поводом для начала принципиального разговора и на канале «1+1». В понедельник, в сюжете ТСН из багдадской гостиницы «Палестина», Артем Шевченко держал в руках обломок от штатива камеры Тараса и расспрашивал свидетелей о подробностях трагедии. Разговор был продолжен в особом, черно-белом формате программы «Документ». Готовила и вела спецвыпуск Ольга Герасимьюк. Обсуждение шло в прямом эфире, и на него были приглашены друзья, коллеги Тараса и люди, которые могли внести ясность в ситуацию. Разговор получился эмоциональный (иногда даже чересчур). Но это вполне объяснимо...
К сожалению, не пришел Посол США в Украине Карлос Паскуаль, и острые вопросы гости студии задавали друг другу. Не было родственников погибшего оператора: такое горе не нуждается в демонстрации. Зато незримо присутствовал сам Тарас Процюк — в своем последнем кадре, любовно собранных коллегами кусочках кинохроники и интервью, где он рассуждает, как проявляются люди на войне. Мальчишеская, лихая улыбка Тараса на траурном портрете — это он настоящий. Всегда веселый и готовый поделиться своим теплом. Да, он действительно часто необоснованно рисковал ради того, чтобы сделать top story или помочь другим. Это подтверждают те, кто его знал.
Вне зависимости от личных качеств оператора или обстоятельств смерти, не менее важно другое. «Ненаказанное убийство провоцирует новые смерти», констатировал руководитель информационно-аналитической службы «Интера» Алексей Мустафин. Правительство США предусмотрительно отозвало свою подпись под Римской конвенцией о работе журналистов в боевых условиях, предусматривающей ответственность военных. Не собрала нужного количества голосов аналогичная конвенция и в ООН. Ольга Герасимьюк с болью в голосе заметила, что не слышно громких заявлений, призывающих к расследованию убийства и вспомнила о наших товарищах по несчастью — испанских операторах и журналистах, повернувшихся спиной к своему беспринципному премьер-министру. Самой мощной акцией протеста украинских журналистов стала эта телепередача. И хотя эмоции перехлестывали через край, вопросы о расследовании и наказании были поставлены. Может не так явно, как хотелось бы.
Мнение МИДа отстаивал его пресс-секретарь Маркиян Лубкивский: «Нам не важно, на какое агентство он работал. Нам важно, что он — гражданин Украины». Но многие вопросы, по признанию О. Герасимьюк, повисли в воздухе.
Есть еще одно измерение проблемы, о котором напомнил католический священник. Если кадры с поля боя стоят так дорого, то, может не стоит платить эту цену? Неужели информация важнее человеческих жизней? Кстати, именно по этой причине шведские СМИ своих журналистов в Ирак не посылали.
Так или иначе, каждый сам делает свой выбор. В конце передачи немного помолчали и подумали о Нем, одном из лучших операторов мира и просто замечательном человеке. И послушали его любимую песню: «Ты поехал за счастьем и вернулся просто седым»... Не вернулся.
КСТАТИ
МИД Украины оставляет право выбора формы и объемов денежной компенсации семье погибшего в Ираке журналиста Тараса Процюка за Соединенными Штатами, заявил вчера на брифинге руководитель пресс-службы украинского внешнеполитического ведомства Маркиян Лубкивский. Он подчеркнул: «Этот вопрос сегодня настолько широко обсуждается, а его моральная сторона настолько очевидна, что, думаю, следует оставить выбор формы такой компенсации за самой американской стороной». М.Лубкивский также напомнил, что МИД Украины поддерживает тесные контакты по этому вопросу с представителями агентства Reuters, в котором работал Т.Процюк, сообщило агентство Интерфакс-Украина. «Они меня заверили (Reuters. — Ред. ), что будут применены определенные страховые механизмы, в соответствии с процедурой, существующей в рамках агентства», — сказала он. Кроме этого, украинский МИД готов содействовать решению любых вопросов о выплате компенсаций, находящихся в компетенции ведомства.