В экспозиции, которая будет продолжаться до 2 марта в «Мистецькому арсеналі», представлено 25 живописных и графических произведений. Созерцая их, посетители выставки имеют возможность осуществить своего рода путешествие во времени, почувствовав дух эпохи: советское бытие (увидеть, с чего «начинался» Марчук — активный участник украинского андерграунда середины 60-х годов) и неформальные поиски художника, не умещавшиеся в рамки тогдашнего соцреализма, разрушающие его идеологические основы.
— Иван Марчук — народный художник Украины, а для меня просто «дед», мой родственник и учитель, отдающий и дарящий людям столько, что часто их ум не в состоянии постичь столько целительной силы его произведений, — подчеркнул Игорь Дидковский, и. о. генерального директора государственного предприятия «Мистецький арсенал». А Иван Степанович, услышав эти слова, шутя отметил, что никакой он «еще не дед, а парень хоть куда — энергичный и файный».
— Впервые мы встретились с Иваном Степановичем в Нью- Йорке, — вспоминал поэт Богдан Бойчук. — Для него это был нелегкий период, но художник очень вдохновенно работал и редко выходил из своей мастерской. Конечно, я видел много картин Марчука из разных периодов его занятия живописью. Знаете, этот ранний и первый период своего творчества Иван Степанович называет «прощание с соцреализмом», и это действительно так, это работы очень сильные. В первую очередь, это прорыв индивидуального выражения, стиля, что для каждого художника очень важно; во вторую очередь — это прорыв очень странный, я бы охарактеризовал это направление как сюрреалистические мистерии. Здесь очень ярко выражена детализация и своеобразная графичность картин и их элементов. Эти вещи действительно сюрреалистичны, ведь по своей сути преступают границы реального.
— Четыре года назад я впервые пришла в марчуковскую студию, — рассказала певица Росава. — Иван Степанович — очень открытый и искренний человек. Он любит людей, а женщин просто боготворит! Часто «вплетает» женские образы в свои картины... Что касается этого периода творчества, то тут можно выделить две эмоциональные линии его занятия живописью. Мне кажется, в картинах середины 60 х и начала70 х гг. чувствуется лирика, даже наивность и поиск, а вот уже с середины 70 х годов отмечается изменение в противоположную сторону, видимо, это связано с периодом «гонений» творчества Ивана Степановича. Почти в каждой его работе чувствуется протест реалиям тогдашней жизни и власти, не воспринимавшей Марчука, наклеившей ему ярлык «националиста» и «неблагонадежного» гражданина. Мастер всегда отличался от других индивидуальным подходом, стилем, мировосприятием и воссозданием жизни на своих полотнах. Цикл «Голос моей души...» берет свое начало с 1965 года. В его центре — Вселенная, словно увиденная «третьим» глазом художника, что позволяет зрителю заглянуть в головокружительные глубины формы, спрятанные за оболочкой обычной реальности. Действующими лицами мистерии, которую открывает нам автор, становятся люди — в основном сельской местности, птицы — вороны, растения — деревья, калина, участники и одновременно символы древнего мифа под названием «жизнь». Образ человека у Марчука выступает в неоконченных вариациях как главная загадка и в то же время ответ на все существующие вопросы...
«Дню» удалось пообщаться и с автором.
— «Голос моей души...» — это философия бытия. Каждая картина — небольшая новелла, — рассказал он. — Кстати, я сам иногда пишу новеллки — на страницу, не больше. В общем, это мое детство, село, земля... Что касается образа ворон, то у меня даже был так называемый «вороний период», наверное, потому, что в детстве не было в селе такого гнезда, где бы я не забрал и не побил их яйца. Сейчас не понимаю, откуда во мне маленьком тогда появлялась такая жестокость к этим созданиям?.. Когда я писал картины раннего периода, я был в поиске. Мне нужно было все сломать, разрушить, пройти путь от ужасного примитивизма, чтобы найти что-то свое собственное. Я даже не знаю, откуда у меня появился этот дух бунтарства. Я стремился: пусть будет хуже, но другое... Мне тогда хотелось стать богом Шивой, чтобы у меня было столько же рук, чтобы все работали, потому что тогда моя рука не успевала рисовать все «рождавшееся» в моей голове. Пишу картины с огромной скоростью: десять мазков в секунду, много импровизирую. Интересно, что у большинства картин, представленных на этой выставке, сначала не было названий. Для меня это был какой-то словесный барьер. Поэтому я фотографировал картины, а потом просил друзей написать разные варианты названий, которые могли отобразить мою картину. Но когда собрал вместе все предложенные названия, обнаружил, что ни одно не подходит. И тогда меня будто «прорвало», и названия пошли, а позже период с 1965 по 1979 годы я назвал «Голосом моей души...», он продолжается до сих пор»...
На вопросы о ситуации, сложившейся со строительством музея его творчества, Иван Степанович шутя констатировал, что, «видимо, музей построят через 20 лет уже после меня... Было много споров, даже лжи... Однако перед Новым годом и Киесовет проголосовал за передачу участка земли под постройку музея. Спонсоры есть, поэтому будем надеяться на лучшее»...