Известнейший из них — Рауль Валленберг — имел и одну из самых трагичных судеб. Деятельность Валленберга по спасению евреев, которая давно уже стала легендой, проходила в Будапеште в 1944 году. Он прилагал поистине титанические усилия к тому, чтобы уберечь венгерских евреев от депортации и смерти: подписал тысячи «охранительных листов», которые декларировали людей под защитой Швеции, помог укрыться 15 тысячам еврее в 31 «доме-убежище», сорвал планы нацистов взорвать Будапештское гетто и уничтожить последних оставшихся в живых евреев накануне освобождения города. Шведский дипломат не пропускал ни одного транспорта или эшелона, шел на столкновение с венгерской и немецкой охраной. В последнем разговоре со своим другом-дипломатом Пером Ангером Валленберг сказал: «Я не посмею вернуться в Стокгольм, если не буду уверен, что действительно сделал все, что было в человеческих силах, для спасения как можно большего числа евреев». Его ярко выраженная гражданская и человеческая позиция, из-за которой он все время оттягивал свой отъезд из Венгрии, в итоге оказалась для него фатальной. Но беда пришла оттуда, откуда ее не ждали. Не немцы ни венгры, а советские военные арестовали дипломата в начале 45-го, обвинив его в шпионаже. К такому выводу чекисты пришли, узнав, что Валленберг был направлен в Венгрию правительством США и получал средства для своей деятельности из Вашингтона. Возможно, они просто не могли поверить, что швед уехал из своей безопасной страны, чтобы спасать евреев. После ареста Рауля его больше никто не видел... В 1966 Израилем было подготовлено Свидетельство о присвоении звания Праведника мира Раулю Валленбергу, но его родные отказались его принять, полагая, что сам этот факт будет признанием ими факта смерти Рауля.
Всего на выставке представлены биографии и фото девяти Праведников мира. Согласно закону, принятому Кнессетом в 1953 году, это звание присваивается от имени всего еврейского народа. Для определения кандидатов Израиль руководствуется такими критериями: действовать вопреки явно выраженным распоряжениям своего начальства, рисковать своей карьерой, оказать помощь значительному количеству людей. Аристидиса де Соза Мендеса, португальского дипломата в Бордо, уволили и запретили заниматься юридической практикой. В первые годы войны он выдавал спасительные «охранные грамоты» и въездные визы на въезд в Португалию в обход начальства. Он, выходец из аристократической семьи, доживал в полной нищете и был предан анафеме. Так или иначе, помощь евреям и людям других неугодных нацистам национальностей сказалась практически на всех. Благодаря их человеколюбию и гуманизму, кровавой расправы удалось избежать десяткам тысяч. Тут впору процитировать предисловие к книге Пера Ангера: «Когда узнаешь, как много сумела сделать горстка мужчин и женщин, начинаешь понимать, чего удалось бы добиться, прояви интерес к судьбам евреев большее число людей». Разные источники приводят разные цифры спасённых евреев духовными, общественными и политическими деятелями-неевреями. Так, в Польше эта цифра составляет от 25 до 45 тысяч, в Австрии около 15 тысяч, в Венгрии — 200(!) тысяч человек. К сожалению, сколько-нибудь точных данных по России и Украине не имеется.
В церемонии открытия выставки, которая продлится до 20 октября, принимала участие посол Израиля в Украина и Молдавии Анна Азари, которая в своей речи проводила параллели между событиями военных лет и случившимися в США 11 сентября прошлого года. Г-жа Азари подчеркнула, что с терроризмом нужно бороться во всех его проявлениях и не допустить подобных трагедий в будущем.