13 января, в день 20-летия работы Ларисы Ившиной на должности главного редактора «Дня», во время онлайновой конференции по этому случаю (видео доступно за ссылкой) Лариса Алексеевна озвучила ряд важных тем на этот год и уникальную инициативу — основание премии для собственных и внештатных корреспондентов «Дня» в регионах за лучший журналистский материал за год.
Премия будет присуждаться ежегодно в декабре, начиная с 2017-го — по итогам года. В настоящее время разрабатывается положение об этой награде, вскоре мы сообщим все организационные детали, а сейчас стоит напомнить о том, в чью честь она инициирована. Оглядываясь на 20-летний опыт руководства ежедневной всеукраинской газетой, Лариса Алексеевна сделала жест большой благодарности и в то же время нашла способ, как мотивировать коллег к качественному росту. «Важно, чтобы память о высококлассных профессиональных и, в то же время, моральных журналистов, жила. Именно таким был собкор газеты «День» в Хмельницком — Михаил Василевский», — отметила она на своей странице в «Фейсбуке».
Пан Михаил работал с «Днем» с первого номера газеты и до 2009 года, когда тяжелая болезнь забрала его жизнь. Профессиональность, порядочность, доброжелательность и сочный украинский язык — такие черты журналиста отмечают все, кто знал Михаила Василевского. Это именно он — автор памятного материала о «Ровеснице Октября из села Голенищево», Химе Хтомовне Остапчук, которая имела такое чувство собственного достоинства, что не позволяло ей жить рядом с теми, кто раскулачил ее семью, и она отказалась
от электрификации своего дома, мол, «до лампочки Ильич и его лампочка». По этому материалу и истории второй встречи с «бабушкой Химкой» студенты-»летнешколяры» «Дня» даже писали собственные эссе, и эти статьи вошли во второй том «Экстракт 150» от «Дня». Между прочим, не стоит ли в 2017-м, в столетие того же таки «Октября», еще раз перечитать те материалы и по-новому увидеть позицию «скупой и темной бабы», как ее называли односельчане, а по сути человека, который избрал нонконформизм, «несовместимый с жизнью»?
Это именно Михаил Василевский — автор материала о мужчине, который 57 лет жил на чердаке, что привлек внимание корреспондентов из Японии, Франции. Это именно его фельетон о конфетах «Моника» в разгар президентского скандала в США перепечатал Рейтер. Этот список можно продолжать дальше и дальше, незаурядный талант репортера Василевского излучает каждый его материал (все их легко найти в архиве на сайте «Дня» day.kyiv.ua).
Инициативу главного редактора с радостью прокомментировали в семье пана Михаила. Его дочка Ольга написала: «24 января украинскому публицисту, журналисту, собкору газеты «День» Михаилу Василевскому было бы 65... Почти 8 лет, как Украина потеряла одного из самых ярких журналистов, а я — Отца, Учителя и ближайшего преданного Друга. «День» основал премию для собкоров имени Михаила Василевского. Мы мечтали об этом, а главред газеты «День» Лариса Ившина претворяет в жизнь. Мы готовы приобщиться материально и морально к поддержке украинской журналистики — острой, талантливой, независимой, патриотической. Именно такой, какую исповедовал мой Отец-журналист от Бога.
Благодарю, дорогая наша Лариса Ившина! Мы растроганы и счастливы. Где ты, талантливый, смелый собкор? Тот, которого боятся в регионе власть предержащие и уважают обыкновенные люди? Тот, кто убивает и возрождает одним словом? Найдись!»
Поиск сенсационных материалов, умение о них рассказывать и быть порядочным и доброжелательным — вот какие стандарты призвана поддерживать премия «Дня».
Также мы попросили отозваться на инициативу Ларисы Ившиной коллег, которые сотрудничали с Михаилом Василевским и знали его лично.
«ОН БЫЛ МАСТЕРОМ НЕОБЫЧНЫХ ИСТОРИЙ ИЗ МИРА ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ»
Наталья МАЛИМОН, собственный корреспондент газеты «День» по Волынской области:
— Сегодня молодым и не только журналистам уже нужно рассказывать, кто такой Михаил Василевский. Без него невозможно представить историю «Дня», историю украинской журналистики. Но жизнь так складывается, что нет в этой украинской журналистике правила и традиции ценить тех, чье творчество является золотым стандартом. Собственно, почему появляется эта премия, премия имени журналиста из провинциального, как говорят, Хмельницкого именно в «Дне»? «Важно, чтобы память о высококлассном, профессиональном и в то же время моральном журналисте — жила», — так описала эту идею главный редактор издания Лариса Ившина. В «Дне» всегда ценили Михаила Василевского, его тексты, но и Михаил (как все мы, собкоры) ценил «День» за возможность творчески расти. Если бы не «День», и он, и я, и большинство из нас не написали бы и десятой части текстов, которые написали. «День» — это всегда жизнь для журналиста из региона. Но пока есть собкор в регионе, есть в нем и особенный интерес к изданию. Я знаю, как ценил Михаил оценку главного редактора относительно его текстов. Имея достаточно большой журналистский опыт до собкорства, он переживал за каждую написанную строку, стремился держать высокую планку, которую установила Лариса Ившина в «Дне». И это было ему только в радость. Менее всего мне хочется описать Василевского, как такого себе почтенного метра, классика еще при жизни. Он был мастером необычных историй из мира простых людей. Он писал о деде, который просидел на чердаке 57 лет, о бабе Химке, ровеснице «Великого Октября», гибели подростка — и в этих житейских рассказах представала история страны, история целого мира Человека.
Наверное, материалы Василевского, напечатанные в «Дне», должны были бы стать темой для студенческих научных работ, потому что по ним можно учиться поиску темы, ее воплощению, стилю, а главное — учиться именно «человеческой» журналистике, которая сейчас, к сожалению, не актуальна. Не актуальна среди журналистов, но в обществе востребована всегда. Михаил писал так, как жил: искренне и просто, а главное — честно. Это тоже сейчас «раритет». Он был доброжелательным к коллегам, не завидовал чьим-то успехам, а радовался. Это тоже сейчас, кажется, редкость. Неблагодарное дело после жизни человека говорить, каким он был. Василевского нужно читать и перечитывать. Потому что написанные им в «Дне» материалы очень часто полезны были бы и сегодняшнему читателю.
Так случилось, что среди всех собкоров «Дня» я больше всего поддерживала дружеские отношения с Михаилом. Не потому, что другие были какие-то не такие, но они были более далекими мне в восприятии нами мира. А Михаил был ближе, потому что имел еще одну редкую черту: умел слушать, сопереживать и искренне радоваться даже чужому успеху. Умел подсказать, поддержать и понять. В первую очередь это, конечно, касалось творчества, которое особенно ценится не только в журналистской, в любой человеческой среде. Его материалы можно разбирать на цитаты, и каждый раз восхищаться неповторимым стилем, сочным (а на первый взгляд как будто простым) украинским языком. «Какая же это печаль, говорить в прошедшем времени. Что жил и был...» — читаешь строку из материала, и чувствуешь сразу — это Василевский. О нем тоже печально говорить в прошедшем времени. «Несмотря ни на что, жизнь прекрасна!» — это тоже Василевский. Незаменимых нет, есть — неповторимые. Это — о нем.
Такая премия — это и есть тот золотой стандарт журналистики, который внедряет своей деятельностью газета «День» и главный редактор Лариса Ившина.
«НА ТАКОЙ ЭТАЛОН В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ МОЖНО И НУЖНО РАВНЯТЬСЯ»
Вадим РЫЖКОВ, собственный корреспондент «Дня» в Днепропетровской области:
— Талантливые журналисты — талантливы по-особому. Они обладают даром видеть, слышать и писать о том, чего в обыденной жизни не замечают другие. Этим качеством был щедро одарен наш коллега Михаил Василевский, чьи публикации не раз вызывали немалый резонанс не только в украинских, но и в зарубежных СМИ. Михаил, как никто другой, умел увидеть историю и жизнь нашей страны через судьбу простого украинца. По своему опыту знаю, что найти и «разговорить» собеседника, да так, чтобы он раскрыл свою душу — совсем не простая задача. В то же время, трудно было найти более скромного человека, чем Михаил Василевский, который бы так философски относился к заслуженным лаврам на журналистском поприще. Вспоминаю, как на собкоровских встречах в редакции газеты «День» он беседовал с нами, прищуриваясь сквозь сигаретный дым. В запасе у него всегда была занимательная житейская история, а то и остроумный анекдот, очень похожий на жизнь. Язык его публикаций имел какую-то свою образность. Запомнилась и очень редкое в наше время качество — доброжелательность к людям и к своим собратьям по перу, в частности. Думаю, что решение учредить премию для собкоров им. Михаила Василевского вполне оправдано. На такой эталон в журналистской профессии можно и нужно равняться. И премия имени Василевского как раз будет способствовать росту собкоров, стремящихся к этому эталону.