Попавшему же в Крым автотуристу придется пройти регистрацию. Это новые заботы: следует подать заявление, фотографию и квитанцию об уплате 50 грн., заполнить анкету. В пункт регистрации, который принимает только трижды в неделю, турист должен прийти вместе с владельцем дома, в котором тот поселился.
Но несмотря на все сложности Крым к себе привлекает: в прошлом году его посетили 700 тыс. автотуристов (в прошлые времена, когда в Крым приезжало 8— 10 млн. отдыхающих в год, около 2 млн. из них были автотуристами). Объемы иностранного туризма в Крыму даже несколько выросли: если в 1999 году его удельный вес составлял 17%, то ныне — 26,3% (традиционными партнерами крымчан в этой сфере являются Россия, Беларусь, Молдова, а среди стран дальнего зарубежья — Германия, Израиль, Канада, Турция). Однако вряд ли новый курортный сезон будет особенно благоприятным для въездного туризма, ибо по сравнению с прошлым годом въезд в Крым подорожал на 124 грн. и обойдется теперь автотуристу в 297,5 грн.
Такие данные были приведены на практической конференции «Иностранный туризм: секторное регулирование», которая на днях состоялась в Киеве. Организаторами конференции выступили Туристическая ассоциация Украины (ТАУ) совместно с программой Агентства США по международному развитию АРД/Чекки «Регуляторная реформа в Украине».
Президент ТАУ Борис Выхристенко считает, что многочисленные препятствия на пути развития иностранного туризма в Украине создаются искусственно. Происходит заметный крен в сторону выездного туризма, что негативно отражается на платежном балансе страны. Из 3657 лицензированных туристических предприятий на въезд иностранных туристов работают только 72, а в 20 областях нет ни одного туристического агентства, которое занимается иностранным туризмом! Начиная с 1998 года идет постоянное сокращение въезда иностранных туристов. Среди основных причин этого Б.Выхристенко называет ненадлежащее законодательное обеспечение отрасли. По его мнению, большинство нормативных актов носят несогласованный характер, что приводит к их двойному толкованию. Так произошло с гостиничным сбором: нечеткость формулировок привела к произвольной трактовке понятия суточной стоимости наемного жилища, что в свою очередь вызвало необоснованные сборы за каждые сутки проживания вместо разового сбора, как предусматривали законодатели. Более того, некоторым органам местной власти этого показалось маловато, и они поставили размер сбора в прямую зависимость от звездности гостиницы, из-за чего стоимость проживания значительно выросла.
К сожалению, туризм в Украине официально не считается самостоятельной отраслью национальной экономики. По мнению президента Международного туристического агентства «Украина — Русь» Степана Романюка, государство только декларирует приоритетность развития туристической отрасли, а на самом деле ничего в этом направлении не делает. Как, например, привлечь больше иностранных туристов, если по сравнению с другими странами украинская виза очень дорогая — в среднем она стоит $40. Поэтому, как правильно замечает С.Романюк, в туристическом бизнесе нам трудно конкурировать с соседями — Польшей, Болгарией, Венгрией, Словакией, Чехией — для въезда в эти страны для граждан большинства западных стран визы вообще не нужны. Директор туристической фирмы «Триада Тревел Бюро» Сергей Головненко считает, что Украина ничего не проигрывает, если стоимость визы будет составлять $10—15. Кроме того, следует наконец либерализовать порядок получения визы (в мае 2000 года он был несколько упрощен для граждан из ЕС, Канады, США и Японии, однако визы типа «Т» (туристическая) это не коснулось). Непонятно, говорит С.Головненко, почему визу нужно обязательно получать в консульском учреждении Украины за границей — ведь не во всех странах они есть. Поэтому, например, гражданину Кипра, который решил посетить Украину, нужно за украинской визой сначала слетать в Афины.
Однако расходы на визу — это еще полбеды: по словам С.Романюка, введенные в последние годы различные сборы почти вдвое превышают стоимость въездной туристической визы. И в первую очередь это касается страховок. За страхование иностранные туристы платят трижды — в местах пересечения границы, при поселении в гостинице и при покупке круизных или автобусных туров. «Эти виды страхования являются принудительными, и они вызывают глубокое возмущение среди туристов. Подобной практики нет ни в одной другой стране мира, — отметил С.Романюк. — Нужно принять во внимание и то, что все туристы из развитых стран приезжают в Украину с собственными страховыми полисами, которые покрывают стопроцентно расходы на предоставление экстренной медицинской помощи, долговременное лечение и эвакуацию на случай болезни или смерти».
Вообще ценовая политика в отношении иностранных туристов является дискриминационной, и эта традиция берет начало еще со времен социализма, считает генеральный директор ООО «Олимп Тревел Лтд.» Татьяна Волошина. «В Конституции и в Законе «О туризме» декларируются равные права всех туристов. На самом же деле иностранец платит в 3—5 раз больше, чем украинец, за размещение, посещение музеев и памятников архитектуры, за авиаперевозки. И напрасно искать в этом какую-либо логику. При отсутствии надлежащего качества обслуживания стоимость национального туристического продукта становится неконкурентоспособной на мировом туристическом рынке», — говорит Т.Волошина.
Украина с ее богатыми природными ресурсами и благоприятным климатом, бесценными памятниками культуры и истории имеет все основания для успешного приема иностранных туристов. Однако на практике этот потенциал не используется из-за множества нерешенных проблем. Большинство из них связано с общим состоянием украинской экономики, и решение их — это задача на долгосрочную перспективу. Но есть и такие, которые можно решить уже сегодня. Например, россияне на своей границе проводят только три вида контроля — пограничный, паспортный и таможенный, и поэтому, как сообщила заместитель министра курортов и туризма Автономной Республики Крым Марина Слесарева, ее пересечение занимает только 2—3 минуты, а интенсивность движения выездного автотранспорта составляет 125 машин в час.
Конечно, некоторые сдвиги относительно иностранного туризма все-таки есть (с 1 июня начал действовать упрощенный режим въезда в Украину автотранспорта личного пользования, в частности отменена транспортная декларация, на оформление которой расходовалось больше двух часов, упрощен таможенно- пограничный режим оформления пребывания иностранных яхт во внутренних водах Украины, упразднен экскурсионно-туристический сбор и тому подобное). Но беда в том, что любые позитивные шаги почти сразу нивелируются сомнительными нововведениями. Вот новое бюрократическое «творение»: по требованию МИД отныне в подтверждении иностранному партнеру о приеме субъекты туристической деятельности должны указывать гарантии принимающей стороны относительно депортации в случае нарушения условий тура или законодательства Украины. (Конечно, стремление поставить барьер нелегальным мигрантам из Азии и Африки понятно. Но причем здесь все иностранцы, которые посещают Украину). Поэтому согласно чиновнической логике, допускает Т.Волошина, лучшей рекламой для Украины может стать такое письмо: «Многоуважаемый господин Смит! Туристическое агентство подтверждает ваше размещение в гостинице «N» и гарантирует вашу депортацию в случае нарушения вами условий тура».