За время существования СНГ уже приняты важнейшие документы: соглашение о принципах налоговой политики (Москва, 13 марта 1992 года), протокол об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения (Ташкент, 15 мая 1992 года), соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг (Москва, 25 ноября 1998 года), Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере (Минск, 4 июня 1999 года) и другие. Но по настоящему качественно и эффективно координировать налоговое законодательство и работу налоговых органов страны СНГ начали с 2001 года, когда в Минске главы государств создали Координационный Совет. Первое его заседание состоялось 25—26 сентября 2001 года в Москве, второе заседание прошло 23 февраля 2002 года. Четвертое заседание состоится в июне 2003 года в Баку. По состоянию на лето 2002 года налоговые органы стран-участниц соглашения, в которых работают больше 300 тысяч сотрудников, контролируют поступление более 400 миллиардов долларов в бюджеты, обслуживают более одного миллиона налогоплательщиков, которые ведут внешнеэкономическую деятельность в этих странах. По итогам заседания было подписано более 10 документов о взаимодействии налоговых служб при обмене информацией, разработке документации, практике налогообложения, а также о разработке Модельного кодекса.
Судя по информации, которую изложили участники совещания — представители налоговых органов 12 стран СНГ и Балтии, они имели опыт, которым стоило обменяться. Во-первых, как заявил на пресс-конференции министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев, в России считают, что налоговая реформа в основном закончена и основанием для этого служит тот факт, что Налоговый кодекс в Москве принимали не весь сразу, а поэтапно, по разделам. Это в отличие от Украины, по мнению Николая Азарова, значительно облегчило задачу, во всяком случае, не пропали даром, как в Украине, четыре года дебатов. Четыре раздела НК РФ — о порядке налогообложения физических лиц, прибыли предприятий, об НДС и об акцизных платежах уже вступили в действие. С января 2003 года вступает в действие еще 2 раздела — об упрощенной системе уплаты налогов в сфере малого бизнеса.
Впрочем, в этом плане, отвечая на вопрос корреспондента «Дня», Николаю Азарову как раз было чем похвалиться. В отличие от России, где так называемая упрощенка и вмененка еще только вступят в силу, «в Украине действует такая льготная система налогообложения малого бизнеса, какой нет ни в одной стране», — подчеркнул Николай Азаров. Спецпатент, единый и фиксированный налог создают в Украине возможности успешно развивать малый и средний бизнес, однако, считает глава налогового ведомства Украины, этим правом злоупотребляют многие крупные бизнесмены, имеющие доход если не в миллионы долларов, то значительно превышающий максимальные показатели, характерные для малого и среднего бизнеса. Николай Азаров сказал, что с вводом в действие в Украине нового Налогового кодекса упрощенная система налогообложения не будет отменена, а вероятнее всего будет более приспособлена к требованиям времени и к условиям страны.
Значительный интерес глав налоговых ведомств вызвали проблемы двойного налогообложения. Одним из итогов ялтинского совещания стало подписание соглашения между Украиной и Таджикистаном об избежании двойного налогообложения (его предстоит ратифицировать парламентам). Это уже 44-й договор Украины такого рода со странами- экономическими партнерами. По информации Николая Азарова, в Украине готовятся проекты договоров еще с 10-ю странами. За 2—3 предстоящих года, по его мнению, будет завершено подписание договоров об избежании двойного налогообложения со всеми партнерами Украины в мире.
Среди подписанных в Ялте документов — соглашение о борьбе с трансфертным ценообразованием. Российская Федерация считает, что она успешно, хотя, возможно, и не полностью преодолела эту проблему тем, возложив обязанность регистрации субъектов предпринимательской деятельности на министерство налогов и сборов. Это ведомство имеет большой банк данных и владеет информацией практически обо всех, созданных на российской территории предприятиях и их учредителях. Дело в том, что процесс трансфертного ценообразования практически всегда включает в себя операции с подставными и фиктивными фирмами: сначала независимое предприятие реализует товар по значительно заниженной цене подставной фирме, которая реализует его дальше по нормальной цене и, не уплатив налог, самоликвидируется. В России регистрация подобных фирм отныне будет усложнена. Чего нельзя сказать об Украине. По мнению Николая Азарова, сегодня многие российские трансферты будут проходить через фирмы- однодневки, которые будут регистрироваться в Украине в виде СП. Как сообщил главный украинский налоговик, уже сейчас в Украине ежемесячно ликвидируется до 20 тысяч фирм-однодневок. Избежать этого поможет соглашение об обмене информацией и о взаимном доступе к базам данных налоговых служб.
Важная часть ялтинской дискуссии налоговиков — разработка Модельного налогового кодекса. Николай Азаров говорит, что такой кодекс, с точки зрения Украины, должен быть гармонизованным с требованиями Европейского Союза и служить евроинтеграции страны. С другой стороны, вышеупомянутый документ должен служить своеобразными методическими рекомендациями для развития налоговых систем стран СНГ, в том числе и Украины. Но нашей стране легче по той причине, что проект Налогового кодекса Украины уже прошел второе чтение и у нас есть серьезные наработки, которые будут переданы рабочей группе, которая продолжает работу над проектом Налогового кодекса.