Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Энергия музыки

Некоторые впечатления о фестивале, завершившемся в Киеве
21 апреля, 2008 - 19:47
НА ЗАКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА» СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ НИКОЛАЯ ДЯДЮРЫ ИСПОЛНИЛ БАЛЛАДУ «ГРАЖИНА» ЛЯТОШИНСКОГО И ДВЕ СИМФОНИИ СИЛЬВЕСТРОВА / ФОТО АВТОРА

На закрытии «Музыкальных премьер сезона» Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры исполнил балладу «Гражина» Бориса Лятошинского и две симфонии Валентина Сильвестрова. Словно под кистью художника, под взмахами дирижерской палочки монументальные озвученные полотна оживали в филармоническом зале. И когда стих последний отзвук последней ноты пятой симфонии, завороженная публика еще несколько мгновений выдерживала паузу. Тишина, овации, красивый финал...

На одном из концертов фестиваля Львовский камерный оркестр «Leopolis» с дирижером Симоном Камартином (Швейцария) представили произведения Виктории Полевой — «Anthem» для струнного оркестра, фортепиано и колоколов, и «Nenia» для скрипки и струнного оркестра. И они вызвали у меня ассоциации с фресками Джотто, столько в них было сосредоточенной радости и глубины. Каждая новая работа композитора — это всегда открытие и свежесть интонации, продуманность каждой ноты и чистота красок неба и земли.

На этом же вечере публике была предложена изящно зашифрованная «Annagrama» Евгения Иршаи, петербургского композитора и пианиста, проживающего в Словакии. Автор отметил, что это сочинение со счастливой судьбой:

— Его играют в Европе, Америке. А здесь я услышал очень талантливый оркестр и совершенно другое прочтение дирижером, он понял главное и внес что-то свое. Я много раз имел счастье и имел честь выступать на «Музыкальных премьерах», и, по-моему, это совершенно замечательный фестиваль. Без таких форумов вообще невозможна жизнь творческих людей, ни музыкантов, ни композиторов. Мне он подарил общение с людьми и общение с новой музыкой. Потрясло сочинение Олега Кивы, увожу его с собой на диске для студентов.

Концерт Анны Зелинской, польской скрипачки, блеснул, подобно разряду молнии, в зале Союза композиторов. Исполнялись произведения украинских и зарубежных авторов для скрипки и магнитофонной пленки. Четыре пюпитра на сцене, мощный голос инструмента, вдохновенное «вживание» скрипачки — в столь невероятные созвучия. Анна Зелинская — выдающийся музыкант, в ее репертуаре присутствует как электронная, так и классическая музыка, она исполняет джаз, импровизирует. Выступала солисткой с известными европейскими оркестрами, участник многочисленных международных фестивалей.

Каждое сочинение буквально выплескивало в зал волны космических энергий. А самым насыщенно-солнечным показалась «Прозрачность» Аллы Загайкевич. Композитор сегодня является признанным специалистом в сфере музыкальной электроники, преподает на кафедре музыкально-информационных технологий Национальной академии. Алла Загайкевич уверена: «Компьютерные средства выразительности открывают огромные возможности для музыкантов экспериментировать, работать с интонационным полем, как художник, как скульптор, создавать новые стили академической электроники».

Кстати, первый концерт электронной музыки состоялся в Париже в 1948 году (тогда она называлась конкретная музыка), а в Украине — в 1996 на фестивале «Березілля». Композиторская электронная музыка появилась у нас в 90 х гг. Правда, одно из самых первых украинских «электронных» произведений под названием «Эмансипированный чемодан» написал Виталий Годзяцкий еще в 1964 году. Его можно будет услышать 11 мая в «Арсенале» на Гоголь-Фесте.

Самым значительным событием «Музыкальных премьер» для многих явилась премьера «Реквиема» Александра Щетинского в исполнении Киевского камерного оркестра и камерного хора «Кредо», дирижер Виталий Протасов. Это сочинение высочайшего уровня, при встрече с которым возможно пережить состояние — «Когда божественный глагол до слуха чуткого коснется».

Композитор рассказал, что произведение написано на канонический латинский текст, и содержит в себе все части, обязательные для полного реквиема. Существует также версия с органом. А на вопрос о фестивальных впечатлениях ответил так:

— На форуме услышал много интересного. Вершинным для меня был концерт «Между словом и звуком», где хорошо показали себя молодые украинские авторы, а польский композитор Ежи Корнович представил свое выдающееся сочинение. Надеюсь, что стилевые идеи, которые есть в этом произведении, прорастут и на нашей почве. В будущем хочу пожелать фестивалю более стабильной государственной поддержки, потому что главным спонсором у классической музыки в Украине является все- таки государство.

И еще об одном вечере «Музыкальных премьер», на котором Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Петра Товстухи исполнял произведения замечательного украинского композитора Юрия Ищенко. Авторский концерт запомнился тем, что зал светился атмосферой удивительной сердечности, доброты, радости. И звучала музыка — высокого таланта и мастерства, такая, например, как Вариации и фуга на темы Максима Березовского «Хвалите Господа с небес».

Современная академическая музыка — предмет споров, дискуссий и абсолютно полярных оценок. Наверное, так будет всегда, потому что финальные оценки выставляет время. Кому станут рукоплескать будущие меломаны? Композиторы не помышляют об этом — они творят. А мы будем приходить на концерты — не для предсказаний, для того, чтобы отыскать и услышать свою музыку.

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ