В Запорожье, на базе СП «Авто ЗАЗ — DAEWOO», состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Повод — более чем актуален: народными депутатами разработаны и готовятся к рассмотрению два законопроекта: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно государственной поддержки автомобилестроительной промышленности Украины» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно стимулирования производства в Украине автомобилей, автобусов, комплектующих изделий к ним».
«Автомобильная отрасль, — подчеркнул глава Подкомитета Верховной Рады по вопросам машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Владимир Чекалин, — во всем мире признана такой отраслью, которая обеспечивает создание рабочих мест, которая дает экономический рост внутреннему валовому продукту. Решения, которые мы приняли в ходе выездного заседания, позволяют правительству делать все возможное, чтобы отрасль автомобилестроения заработала на благо Украины».
В 2000 году объемы производства СП «Авто ЗАЗ — DAEWOO» выросли в три раза. Темпы продажи автомобилей составили, в сравнении с 1999 годом, 102,3%. В 2,5 раза увеличились объемы реализации продукции на экспорт, значительно пополнился модельный ряд автомобилей «Таврия» и «Славута». Окончена подготовка к производству «Ланосов» с украинским двигателем объемом 1,3 литра. ГРП «Авто ЗАЗ — Мотор» выпустил первую партию силовых агрегатов. При проведении основной деятельности предприятие получило прибыль в сумме 60 миллионов гривен, платежи в бюджет увеличились на 23 процента (42,3 миллиона гривен). Однако, несмотря на весь комплекс мероприятий, которые проводятся руководством СП, производственная и финансово — экономическая деятельность предприятия в целом продолжает оставаться убыточной. «Авто ЗАЗ — DAEWOO» несет расходы, связанные с выполнением обязательств, согласно Закону «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Речь идет о сохранении количества рабочих мест (более 20 000), содержании объектов социальной сферы, денежных выплатах по условиям коллективного договора, необходимости инвестиционных вложений в освоение новых моделей автомобилей и двигателей.
Депутаты отметили, что одна из причин неэффективной работы предприятия — несовершенство нормативно-законодательной базы, отсутствие должного контроля за исполнением действующего законодательства. Практика показывает, что, несмотря на ряд изменений в правилах ввоза на территорию Украины иномарок, ужесточение таможенной и акцизной политики, «черный импорт» продолжается. «С одной стороны, — делится с «Днем» народный депутат Алексей Бабурин, — нас обнадеживает значительное снижение количества машин, пересекающих границы Украины на условиях временного ввоза. Кривая статистики практически сползла к нулевой отметке. С другой, настораживают казусы. Официальные данные свидетельствуют о том, что силовые агрегаты практически перестали ввозиться в нашу страну. Однако ввоз автомобильных кузовов продолжается полным ходом. Лично мне не понятно, зачем нужен кузов без двигателя? Отсюда — предположение: силовые агрегаты ввозятся в страну с помощью каких-то иных антизаконных методов».
Комитет по вопросам промышленной политики и предпринимательства принял решение рекомендовать парламенту запланировать на текущей сессии проведение Дня правительства и заслушать информацию Кабинета Министров о мерах по развитию украинского автомобилестроения. Цель — ускорить рассмотрение и принятие, в числе первоочередных, проекта закона «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам относительно государственной поддержки автомобилестроительной промышленности Украины».
Председатель совета директоров СП «Авто ЗАЗ — DAEWOO» Олег Папашев поблагодарил депутатов за поддержку. «Самостоятельно, — сказал он, — нам не выжить. Если государство не обратит внимания и не займется созданием цивилизованного рынка, автомобилестроительная отрасль Украины просто перестанет существовать. Это внушает оптимизм. Нас часто упрекают в том, что мы лишаем потребителя возможности купить по доступной цене подержанные иномарки. Однако, если проанализировать доступность этих цен, в основном они колеблются в пределах $5 — 6 тысяч. Если бы государство помогло нам выдержать конкуренцию, объемы продаж нашей продукции резко бы возросли. За $ 5-6 тысяч, покупатель приобрел бы у нас новый автомобиль, который не то что уступает, но и значительно превосходит по качеству многие иностранные модели. Я уже не говорю о подержанных машинах. Я прекрасно понимаю, что низкий уровень доходов населения — общая беда Украины. Однако, если наше, как впрочем, и все другие предприятия автомобилестроительного комплекса Украины начнут нормально работать, соответственно — начнут и увеличивать отчисления в бюджет. А это и есть источник повышения заработной платы, конкретный шаг к победе над бедностью».