Евген Грицяк — человек, который может советовать политикам и обществу, как двигаться дальше. Имя Евгена Степановича записано в историю украинского сопротивления нацистским и большевистским оккупантам. В 1953 году он один из руководителей Норильского восстания, которое заложило почву для последующего развала советской системы. Как Евген ГРИЦЯК оценивает последние события в Украине — в интервью «Дню».
— Евген Степанович, была определенная угроза, что Россия может сорвать президентские выборы в Украине, однако голосование, за исключением Донбасса, состоялось. Как вы оцениваете эти выборы?
— Выборы прошли лучше, чем я надеялся. Я даже не думал, что в обществе будет такое единодушие, потому что понимаю наши расхождения по регионам, политическим взглядам...
— С чем вы связываете такое единодушие общества?
— Мне кажется, такая мобилизированность стала возможной «благодаря» Путину. Больше всего мне понравилось то, что наши расхождения и отличия между западом и востоком Украины постепенно стираются.
— Какие главные задачи стоят перед новоизбранным президентом?
— Самое главное — положить конец московской интервенции на нашей территории. Как справится с этим новый Президент — сейчас сложно сказать, но у него нет выбора — нужно наводить порядок. Московская агрессия — это не временное дело, а давно продуманная и спланированная операция. Мне кажется, что Кремль идет на развязывание глобальной войны. Это не закончится Украиной. Если мы не отобьем охоту России идти дальше в этом «черном деле», это плохо закончится для мира. Судьба Европы сейчас решается в Украине.
— Понимает ли эту опасность Запад? На уровне ли они поддерживают Украину?
— Они поддерживают Украину достаточно неплохо. Но они не осознают ту опасность, что Россия хочет навести свой порядок во всем мире. Это такое ордынское племя — «дойти до крайнего, последнего моря». Москва думает, что Запад уже настолько слаб, что она может продиктовать свою волю.
— На востоке Украины уже погибло много людей, в частности украинских военных, в частности, убийства под Волновахой, сбитый вертолет под Славянском. Как вы это прокомментируете?
— К сожалению, наши Вооруженные Силы доведены до ручки. Меня также тревожит нескоординированность действий во время антитеррористической операции. На пограничный штаб напали террористы, а пограничники так и не получили подмогу. Это деморализует наших военных.
— Сейчас актуален вопрос относительно будущего Майдана: ему стоит остаться или все-таки разойтись?
— Нужно расходиться. Майдан уже сходит на нет. Там до сих пор есть сотники с патриотической настройкой, но много и маргиналов. Столицу нужно очистить, а люди должны выражать свой протест в новых формах. Сейчас не нужно протестовать, а всеми силами поддержать власть.
— Насколько политики сегодня адекватно воспринимают сигналы общества?
— Украине за всю ее историю патриотов хватало, а вот хороших политиков — нет. Украинская политика у меня ассоциируется с картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это неумелая политика. Хотя сегодня вырисовываются отдельные личности, молодежь, которую нужно поддерживать.
— После событий за последние полгода, насколько изменится наше общество?
— Психологически оно однозначно изменится. Сегодня задача №1 у Москвы — окончательно раздавить Украину, и здесь нет никаких сомнений. Главное, насколько мы ей это позволим. Нам нужно дать отпор. И мы на это способны!