Вчерашнее заседание парламента открылось беспрецедентным по длительности «сериалом» депутатских запросов и предложений. Традиционно такие обращения депутатов к исполнительным и судебным органам власти зачитывает после регистрационного голосования руководство Верховной Рады. Так, спикер парламента Владимир Литвин вчера недрогнувшим голосом зачитал запрос члена фракции БЮТ Григория Омельченко к генеральному прокурору Александру Медведько с требованием возбудить уголовное дело и взять под стражу бывшего президента Украины Леонида Кучму за организацию похищения журналиста Георгия Гонгадзе, а также привлечь к уголовной ответственности председателя ВР В. Литвина за подстрекательство к совершению преступления против Г. Гонгадзе.
Ряд депутатских запросов был адресован Кабинету Министров. В частности, два из них — члена фракции КПУ Виктора Мироненко — касались скорейшего формирования Единого экономического пространства.
В общей сложности, запросов, в том числе и к Президенту, набралось на 45 минут. Первую их часть зачитал В. Литвин, эстафету подхватил его заместитель Адам Мартынюк, который по окончании «марафона» посетовал на исключительную неэффективность подобной практики: мол, это время было бы целесообразнее потратить на рассмотрение законопроектов, которые бы свели на нет потребность в депутатских обращениях.
Как недавно в интервью «Дню» сказал представитель Президента в Конституционном Суде, а ранее член КС Владимир Шаповал, право депутатов на такие запросы заложено в Конституции Украины. Однако, по мнению В. Шаповала, это одна из тех норм нашего Основного закона, которые являются «советскими рудиментами». Саму же практику подобных запросов эксперт называет «формой политического мазохизма, поскольку все происходит по принципу «писатель пописывает, читатель почитывает», и никаких реальных последствий подобные обращения, как правило, не имеют». «А запрос к Президенту — это вообще экзотика, нет такого в Европе...», — говорит бывший толкователь украинской Конституции.
Низкий КПД депутатских запросов отметил также в комментарии «Дню» политолог Виктор Небоженко. По его мнению, эти запросы «давно уже являются способом демонстрации «мажоритарщиков» их присутствия в парламенте и доказательством их активности перед избирателями». В то же время политолог отмечает, что «в лоббистской деятельности депутатский запрос — это очень важный элемент, позволяющий говорить о начале успешной лоббистской кампании или о ее провале. Элегантный депутатский запрос — это начало продвижения важного законопроекта. Корявый, юридически неправильно оформленный, поданный в неподходящее время, неинтересный основному депутатскому корпусу запрос, как правило, не имеет потом возможности появиться в виде оформленной законодательной инициативы».