Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Французский «воробышек» прилетел на Подол

27 сентября, 2004 - 20:39
ИРИНА КЛИЩЕВСКАЯ В МОНОСПЕКТАКЛЕ «ЧУДО ПИАФ» / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

В театре «Колесо» состоялась премьера спектакля «Чудо Пиаф. Соло», который стал бенефисом Ирины Клищевской. Постановку одноименной пьесы киевских авторов Нины Мазур и Виталия Кино осуществил молодой болгарский режиссер Димо Димов. Эта работа стала вторым совместным проектом театра «Колесо» и болгарского постановщика. В прошлом сезоне состоялся дебют Д. Димова как режиссера на киевской сцене. Спектакль «Проект планеты, или Предупреждение неразумному человечеству» Димов сделал в жанре черного фарса. В этот раз зрители увидели психологическую драму. Рассказ современной актрисы о легендарной французской звезде ХХ века — Эдит Пиаф.

— Знакомство с Ириной Яковлевной Клищевской произошло в Болгарии на международном фестивале «Перперикон», — рассказал Димо Димов после премьеры. — Я работаю в Софийском драматическом театре «Провокация», и наш коллектив практически ежегодно презентует свои работы на этом фесте. Клищевская увидела один из моих спектаклей — «Клуб одиноких сердец». Ей понравилось. И предложила поработать в «Колесе». Я хотел поставить пьесу болгарского автора, но нам не удалось найти деньги на тот проект. И тогда Ирина Яковлевна показала текст Дюрренматта «Портрет планеты». Спектакль стоял в планах театра, и на него уже было заложено финансирование. Премьера состоялась в апреле. Спектакль вызвал резонанс у киевских зрителей. Эту постановку «Колесо» показывало на фесте «Перперикон», и там ее тоже хорошо приняли. Летом Ирина Яковлевна мне предложила почитать пьесу о жизни Эдит Пиаф. Мы стали работать.

Репетиции «Чудо Пиаф» проходили в Болгарии (почти месяц), а завершились в Киеве. В «Колесе» — маленькая сцена (три на три метра). Здесь не построишь сложные декорации. Поэтому в сценографии использовали слайды с фотографиями Пиаф, которые проектировали на три разноцветных занавеса (художник Светлана Заикина). В процессе работы мы пересмотрели и прослушали массу архивных снимков и записей, отбирая то, что нам более подходило для постановки. Ирина Клищевская не только актриса, но и режиссер. Судя по реакции публики, нам удалось передать атмосферу жизни Пиаф.

— Димо, пришлось ли вам переделывать текст пьесы, прежде чем он стал спектаклем?

— Основу «Чудо Пиаф» написала Нина Мазур, а Виталий Кино сделал литературную обработку пьесы. Текст был довольно хороший. Я как режиссер сделал лишь маленькую коррекцию. Пьеса написана современным языком. В ней есть и динамика, и интрига.

— Вы изначально решили не добиваться портретного сходства с Эдит Пиаф, например, отказавшись от темного парика, оставив Клищевскую блондинкой?

— Героиня постановки — не Эдит, а актриса, рассказывающая о легендарной певице. Она и петь сама не будет. Ведь второй Пиаф нет и никогда не будет! Эдит — единственная и неповторимая! Глядя на ее фотографии, где певица вовсе не красавица и очень похожа на воробышка (именно из-за этого сходства родился псевдоним — Пиаф), трудно представить, что она сводила с ума мужчин. Но когда вы послушаете сохранившиеся записи ее уникального голоса, то и сами попадете под чары этой угловатой, некрасивой женщины. В ней была загадка, которую ни при ее жизни, ни после ее смерти так и не удалось разгадать. Поэтому я сказал Ирине Яковлевне, что мы не будем врать публике. Портретное сходство — не цель. Нам нужно передать нерв, флер, темперамент французской звезды. Мы в спектакле работаем не на принципе перевоплощения, не подделываем Клищевскую под Пиаф. Лишь в отдельные мгновения она прикасается к Пиаф, а затем вновь отчуждается от ее образа (т.е. используется брехтовский метод), продолжая рассказ...

— Ирина Яковлевна, как попала пьеса «Чудо Пиаф» к вам?

— Лет 15 назад у меня появилась идея сыграть спектакль об Эдит Пиаф, но каждый раз что-то мешало, — призналась И. Клищевская. — Я занималась другими постановками, но все равно верила, что когда-нибудь непременно мечта воплотится на сцене. Автор пьесы «Чудо Пиаф» Нина Мазур — моя хорошая приятельница, известный театровед. Она представляет Международную ассоциацию моноспектаклей «Відлуння». Однажды мы разговаривали с Ниной, и я поделилась с ней своей мечтой. А через некоторое время позвонила Мазур и сказала, что написала пьесу. Потом к этой работе подключился Виталий Кино. Текст «Чудо Пиаф» основан на нескольких источниках: мемуарах самой певицы, воспоминаниях людей, близко ее знавших, музыковедов, статьях о выступлениях Эдит в разные годы.

— Актеры говорят, что если долго о чем-то мечтаешь, то, получив желаемое, не всегда получается сыграть: то ли время ушло, то ли перегорел. Насколько вам было трудно играть в спектакле?

— Мне кажется, что сегодня просто пришло время. Наверное, было так нужно, чтобы желаемая роль пришла ко мне именно сейчас. Кое-что я пережила в жизни, появился больший актерский опыт, а это все идет на пользу спектаклю. Пьеса замечательная! Тут раздолье для актрисы. О такой роли стоило помечтать и подождать... Пиаф — певица, актриса, женщина, звезда, миф! Ее судьба велика и трагична. Она познала триумф на сцене и боль и страдания в жизни. Увлекалась, любила и была любима. Еще при жизни о ней ходили масса слухов, легенд: где правда, а где вымысел? Сама Пиаф ничего не подтверждала и не отрицала. В одном из интервью Эдит сказала: «Обо мне столько сказано, что никто не знает, кем же я была на самом деле...»

По словам Ирины Яковлевны, сотрудничество с Димо Димовым обязательно будет продолжено. Есть планы не только приглашать режиссера на следующие постановки, но и расширить круг совместных интересов между коллективами киевского «Колеса» и софийского драмтеатра «Провокация».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ