На заре независимости началось стремительное развитие фермерских хозяйств. Казалось, что именно это тот путь, который очень скоро выведет Украину на передовые позиции сельскохозяйственного мирового рынка. Такой оптимистический прогноз базировался не на пустом месте: самые богатые на планете черноземы и возврат к историческим традициям ведения хозяйства давали реальный шанс на успех. И хотя слово «фермер» иностранного происхождения, суть этого явления близка украинскому крестьянину, которого в разные времена и в разных регионах называли то хозяином, то газдой, то кулаком, — неустанный труд своими руками на собственной земле.
И как результат этого труда сегодня — количество фермерских хозяйств в Украине по состоянию на 1 июля 2003 года составило 43 тысячи юридических лиц, что на 268 хозяйств больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, как сообщает Государственный комитет статистики. Удельный вес фермерских хозяйств в общей площади сельхозугодий Украины составляет 7,2% против 6,6% в прошлом году. Украинские фермеры используют 3019,4 тыс. га угодий. В среднем по Украине на одно хозяйство приходится соответственно по 70 и 66 гектаров. В то же время самые малые по средним размерам сельхозугодия у фермеров Закарпатской (по 7 га) и Черновицкой (по 13 га) областей, самые большие — Луганской (по 123 га) и Харьковской (по 140 га) областей. Для сравнения — у немецкого фермера размер хозяйства в среднем составляет 40 га, у польского — 10 га. Приведенные выше цифры показывают, что фермерство в Украине развивается очень медленно.
Другими словами, к превеликому сожалению, на начальной стадии развития все и остановилось. Как говорят, идея хорошая, но... Что означают эти три точки, помогут нам разобраться фермеры Ровенского района Ровенской области.
Еще в 1989 году часть крестьян начала задумываться над тем, как восстановить уничтоженную советской властью славу хозяев. Наиболее предприимчивые из них продали дачи, легковые автомобили и на вырученные средства приобрели кое-какую технику: кто тракторок, кто ГАЗ-53, кто лошаденку. И уже в декабре 1991 года 15 человек из Ровенского района получили Акты на землю. Не испугало отважных первопроходцев даже то, что из земель резерва сельского совета выделяли худшие участки и в наиболее отдаленных местах. И дело сдвинулось с места, потому что на каждом шагу чувствовалась поддержка государства. Госзаказы, льготные кредиты, фонд поддержки от стихийных бедствий, безвозвратная помощь, льготы по налогообложению дали возможность фермерам крепко стать на ноги, и к 1994 году их в районе было уже 81 человек. Активно действовал и образованный в 1991 году Союз фермеров Ровенского района, который возглавил Андрей Калаур.
С тех пор прошло уже почти 10 лет. А ощущение такое, что время остановилось: количество фермерских хозяев осталось на той же отметке, доля фермерских угодий не увеличилась. Мало того, сейчас фермеры находятся в значительно худшем положении, чем до 1994 года.
Как утверждает Андрей Калаур, причин застоя развития фермерства на Ровенщине и в целом по Украине очень много. Это и кабальная система налогообложения, и рост цен на горючее и технику, и удешевление продукции сельскохозяйственного производства, и недостаточное финансирование из Фонда поддержки фермерских хозяйств. Окончательно «добивают» украинского фермера отдельные положения Закона о крестьянско-фермерских хозяйствах, которые, по существу, лишают собственности хозяина на ту землю, которую он приобрел, к которой приложил немало труда, и оттесняют старого фермера от Фонда поддержки, потому что беспроцентные займы могут предоставляться только новообразованным фермерским хозяйствам.
Не прибавляют настроения фермерам и местные чиновники, настроенные против нового хозяина земли очень негативно. Председателем Фонда поддержки фермерских хозяйств, вопреки Уставу, является государственный чиновник, а подчиненная ему структура ориентируется не на настоящего хозяина, который сам работает на своей земле, а на реформированные КСП, так и оставшиеся, по сути, колхозами. А еще ровенских фермеров возмущают факты особого отношения к отдельным лицам, которые получают из Фонда суммы, в десятки раз превышающие среднюю помощь. Не дают покоя и посредники, и контролируемые властью перерабатывающие предприятия. Именно они диктуют условия, устанавливая цены на сельхозпродукцию.
Не на последнем месте и психологический фактор. «Так называемое реформирование села, — говорит Андрей Калаур, — когда скупается имущество селян за один процент его стоимости, ведет к возрождению пана, а не хозяина, и мы, безусловно, принимать участие в этом процессе отказываемся».
Струю позитивных перемен могли бы внести в них мощные фермерские хозяйства, прибыли которых постепенно начали бы работать на людей земли. Но где те прибыли? Если год урожайный, погодные условия благоприятные, стихийное бедствие обошло стороной, то полученных средств будет достаточно фермеру разве что для того, чтобы одеть и прокормить собственную семью. А о развитии собственного хозяйства и речи не может быть.
Так и перебиваются из года в год ровенские фермеры, оббивая пороги чванливых чиновников, выступая с очередными письменными обращениями к Президенту, правительству, Верховной Раде. И надеются, что обратят внимание там, наверху, на их проблемы и наконец прекратятся их голгофские страдания. Надеются, но не сидят сложа руки. По инициативе Союза фермеров Ровенского района организовывают сельскохозяйственные производственные кооперативы «Западный» и обслуживающий — «Фермер-сервис», которые частично снимают наболевшую проблему посредничества. А главное, несмотря ни на что, ежегодно дают продукцию. Ведь не секрет, что 70 процентов молока, мяса, овощей в Украине дают частные хозяйства.
Поэтому вопрос, стоит ли поддерживать фермера, отпадает сам собой. Другая дело — как сделать так, чтобы фермерство обрело масштабность и силу. Может, должностным лицам и депутатам следует на минуту забыть о политических дискуссиях и обратить свой взор в сторону фермеров. Эти работящие люди стоят того.