В Национальном художественном музее Украины открылась выставка, посвященная одному из самых влиятельных художественных течений ХХ века. Экспозиция презентует широкой общественности классические работы знаменитых немецких художников 60 — 70-х годов, пионеров видео-арта Нам Джун Пайка и Вольфа Фостеля, а также видеодокументации перформансов лидера европейского акционизма Йозефа Бойса.
Каждое из этих имен — настоящая легенда. Все они в 1960 — 1970-х годах были активными участниками радикального арт-движения Флюксус, которое сделало смелее многих экспериментаторов по всему миру, от Германии и США до Японии и Кореи, введя в обычную практику искусство действия (вышеупомянутый акционизм) — перформансы, хэппенинги, а также такой сложный жанр, как инсталляция.
Так, Нам Джун Пайк первым начал использовать для создания художественных объектов телевизоры и видеосьемку: его наиболее известная работа — статуя Будды, который смотрит на собственное изображение, транслируемое в телевизор установленной здесь же камерой. На киевской выставке Нам Джун Пайк представлен недавно открытым и отреставрированным раритетным фильмом, своим первым видеопроизведением «Хэппенинг с пуговицей» (1965 г.); эта фиксация того, как художник застегивает и расстегивает свой пиджак, является исходной точкой для множества разного рода видеоэкспериментов, которые в настоящее время стали в искусстве привычным явлением. Второй фильм — «Глобальный Кайф» (1975 г.) — химерное сплетение экстатических ритуалов, танцев и ярких абстрактных пятен, такой себе обобщенный портрет телевидения, направленного на постоянное удовольствие всех и вся.
Соратник Пайка Вольф Фостель изобрел собственный стиль, который назвал «деколаж». Сначала это были хаотические и провокационные композиции из разорванных плакатов, писем и фотографий — «разорванная оболочка событий», по словам художника. Потом этот метод был перенесен в область видео. В Национальном художественном музее демонстрируется «Солнце в твоей голове» (1963р.) — сверхскоростная и ироническая по характеру нарезка телевизионных кадров, напоминающая фильмы Дзиги Вертова — гения раннего советского кино. Впечатление от «Солнца в голове» было бы полнее, если бы эту работу выставили в оригинальном варианте — ведь сам Вольф помещал телевизор в бетонную глыбу.
Самым знаменитым участником Флюксуса является, конечно, Йозеф Бойс. Кстати, один из полумифических сюжетов его жизни связан с Украиной. Бойс утверждал, что принимал участие во Второй мировой войне в составе экипажа бомбардировщика. Зимой 1943 года его самолет был сбит над Крымом. Будущего художника подобрали татары и потом выхаживали его, заворачивая в войлочные одеяла, лечили медом и жиром. Было ли это в действительности — неизвестно, однако войлок, фетр, воск, жир и мед были любимыми материалами Бойса. В Художественном музее демонстрируются видеофильмы о его перформансе: «Фетровое ТВ» (1970 г.), «Я люблю Америку, Америка любит меня», (1974 г.) «Транссибирская магистраль» (1970г.) и «Памяти Джорджа Мачюнаса» (1978 г.)
Каждое из этих действ не поддается однозначному толкованию и выглядит актуальным в сегодняшнем контексте. «Я люблю Америку» — знаменитый перформанс, когда Бойс прилетел в Нью-Йорк, и, завернутый в войлочное одеяло, был привезен в зарешеченную комнату, где провел три дня с койотом — животным-символом Америки; эта причудливая попытка установить контакт с Новым Миром и до сих пор поражает соединением сарказма и драматичности. В «Транссибирской магистрали» видим, как Бойс в абсурдном наряде — шубе — мастерит инсталляцию, напоминающую произведение абстрактной живописи, развернутое в пространстве, воплощая таким образом «транссибирское» отчуждение. «Памяти Джорджа Мачюнаса» — съемка концерта на двух роялях, на которых играли Нам Джун Пайк и Бойс. Каждый играть почти не умел; однако эта акция как нельзя лучше выражала мятежный и даже клоунский дух Флюксуса, чьим идеологом и основателем был Мачюнас. В конечном итоге, в «Фетровом ТВ» Бойс сидит перед включенным телевизором, экран которого заклеен фетром, так что слышен лишь звук передачи, и дубасит сам себя руками в боксерских перчатках по лицу. Среди других интерпретаций возможна и такая: в подобной ситуации морально и духовно битых и, в то же время, незрячих объектов манипуляций и до сих пор находится значительное количество телезрителей.
А об истории рождения Флюксуса, о той противоречивой и яркой эпохе 1960-х можно узнать из документального фильма, предоставленного для выставки Вольфом Фостелем.
Среди всего прочего, эта выставка важна как подтверждение того, что новые художественные технологии и стили наконец-то начали восприниматься в академической, музейной среде, что видео- и медиа-арт, инсталляция и перформанс окончательно перестали быть диковинкой даже для наиболее консервативной части нашего культурного сообщества.