22 апреля исполнился ровно год с того времени, как в подъезде своего дома был расстрелян известный политик, лидер депутатской группы «Независимые», экс-председатель НБУ Вадим Гетьман. Его подпись стоит на первых гривневых банкнотах и на первом экземпляре Конституции Украины, потому что Вадим Петрович имел самое непосредственное отношение и к становлению экономики Украины, и к становлению ее государственности. Позавчера в Киеве состоялась гражданская панихида в связи с годовщиной трагической гибели. Кроме родных и коллег В. Гетьмана никто из первых лиц страны, депутатов не пришел почтить его память.
...В лифте, где произошла кровавая трагедия, до сих пор остались следы от пуль, смертельно ранивших Вадима Петровича. И хотя МВД до сих пор ведет расследование обстоятельств его гибели, впечатление такое, «как будто все стерто из памяти людей», — считает Г. Омельченко. В пресс-центре Главного управления МВД Украины в Киеве вчера корреспонденту «Дня» Виктору ВОРОНЮКУ сообщили, что ничего нового не могут сказать по поводу убийства Гетьмана, и попросили обратиться в Генпрокуратуру. В пресс-центре Генеральной прокуратуры Украины ответили, что «следствие по-прежнему продолжается, поэтому Генпрокуратура не уполномочена давать комментарии».
Корреспондент «Дня» Ирина ГАВРИЛОВА обратилась к людям, хорошо знавшим и работавшим с В. Гетьманом, с просьбой рассказать о политических и экономических последствиях этого убийства.
Игорь ЮШКО, президент Первого международного украинского банка:
— Несомненно, в финансовом плане Украина потеряла незаурядного финансиста, человека, который руководил Нацбанком. Но я думаю, мы гораздо больше потеряли в гражданском, человеческом плане, потому что Вадим Петрович был совершенно уникальный человек. А что касается расследования... Я не работаю с правоохранительными структурами, но думаю, что заказные убийства или раскрываются сразу, или не раскрываются никогда.
Виктор СУСЛОВ:
— Вадим Петрович был одним из выдающихся украинских финансистов — и этим все сказано. Я многое мог бы сказать, но не хочу детально комментировать события, которые могли привести к убийству Гетьмана. Потому что сегодня, возглавляя следственную комиссию по НБУ, я вижу, что объемы некоторых операций с резервами достаточно велики. Нельзя утверждать однозначно, но можно предположить, что с точки зрения этих валютных операций кому-то могло быть выгодно убийство Гетьмана. Мне известно, что МВД не прекращает расследования этого дела, но было бы правильнее, если бы оно предоставило официальную и публичную информацию о ходе расследования, тогда не было бы нужды строить версии.
Григорий ОМЕЛЬЧЕНКО:
— По прошествии года, когда видишь, что происходит в стране, понимаешь: гибель политика и финансиста Гетьмана — не трагическая случайность, а закономерность, являющаяся результатом деятельности нашей мафиозной исполнительной власти. Я сегодня не ставлю вопрос о мотивах убийства Гетьмана, а спрашиваю, почему до сих пор оно не раскрыто, как не раскрыто убийство Е. Щербаня или покушение на депутата Бортника? Вывод такой: программа Л. Кучмы по борьбе с мафией и коррупцией потерпела полный провал, и Президент за пять лет руководства страной доказал, что он, исполнительная власть, правоохранительные органы бессильны в борьбе против организованной преступности.