Действительно, как сообщил «Дню» источник в МИД Украины, в Турции было подписано не соглашение, а лишь меморандум, в котором стороны — Азербайджан, Грузия и Турция (к ним присоединился министр энергетики США) считают возможным рассматривать проект нефтепровода Баку — Джейхан как перспективный.
По мнению начальника инвестиционного управления Госнефтегазпрома Украины Леонида Нестера, этот документ не имеет юридической силы и не может остановить строительство нефтепровода на Супсу (Грузия). Тем более, считает Л.Нестер, что собственники каспийской нефти ставят перед собой лишь одну задачу: довести ее до черноморских портов, а вопрос о путях транспортировки будут решать импортеры, для которых важны не политические соображения, а протяженность маршрута, тарифы на перевалку в портах и транспортировку нефтепроводами.
Но именно г-ну Горбулину, как «генератору идеи», следует знать, что строительство нефтетерминала и соединительного нефтепровода «Одесса — Броды» уже длительное время не ведется, а лишь демонстрируется. После создания НАК «Нефтегаз Украины» все средства единственных инвесторов — нефтепровода «Дружба» и Приднепровских магистральных нефтепроводов — аккумулируются в Киеве, откуда ни копейки не поступает в Одессу. Нет даже плана финансирования. Из-за несерьезности украинской стороны нынче не приходится надеяться и на поддержку проекта ЕБРР. В этом свете оптимизм В.Горбулина, считающего, что тарифы прокачки нефти по украинскому маршруту будут на $10 за тонну дешевле, чем по другим маршрутам, очень напоминает дележ шкуры неубитого медведя.
Между тем дробление пропрезидентской фракции НДП в парламенте, откуда вышли люди близкие к «Нефтегазу Украины», может свидетельствовать о том, что у Банковой и дальше возможны трудности в управлении нефтегазовыми деньгами.