Кабинет министров усовершенствовал государственную регуляцию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые продаются в аптечных сетях. Правительственное решение от 13 августа 2012 года расширяет перечень лекарств, на которые будет устанавливаться государственная регуляция цен. По данным МОЗ, к этой категории добавились еще 55 наименований лекарств, и теперь в целом список так называемых социально ориентированных лекарств состоит из 270 позиций. Предельные снабженческо-сбытовые надбавки на такую продукцию теперь должны быть не более 12% оптово-отпускной цены и розничные — не выше 25% от закупочной цены. Для аптечных учреждений Министерством здравоохранения определяется обязательный минимальный ассортимент социально ориентированных лекарств.
Владислав ОНИЩЕНКО, председатель правления Союза потребителей медицинской продукции:
— Любое регулирование рыночных механизмов и бизнес-процессов недопустимо делать НЕ рыночными методами или путями. Это наносит вред, прежде всего потребителю, то есть именно тому, для кого такие новшества водятся и на нужды которого и работает фарминдустрия.
Давайте вспомним последние усовершенствования ценообразования на лекарственные средства, например, на лекарства для гипертоников. Вроде бы все хорошо, в течение месяца общественность изучала и обсуждала, как усовершенствовать ценообразование на лекарственные средства и повысить их доступность для больных гипертонической болезнью. Но потом были внесены коррективы, которые фактически дали зеленый свет препаратам, не имеющим доказательной базы их эффективности и беспечности.
Или последняя инициатива Минздрава по сокращению аптек и введению норм по их пешеходной доступности. Союз потребителей не согласен с подобными инициативами. Нужно не мерить метры от одной аптеки к другой, а необходимо усиливать контроль над деятельностью аптек и аптечных сетей — за профессиональным уровнем сотрудников, за условиями хранения и отпуска лекарств, за доступностью лекарств как отечественных, так и зарубежных производителей, ценообразованием... А пешеходную доступность аптек отрегулирует рынок самостоятельно. Задача государства — обеспечить соблюдение всех необходимых условий, и время переходить от лицензирования наличия квадратных метров и дипломов специалистов к аккредитации этих учреждений здравоохранения на предмет предоставления необходимых услуг для потребителей. Подобная административная регуляция только монополизирует периметр вокруг действующей аптеки. В результате потребитель опять останется в проигрыше с ограниченным выбором. Будет закрыт вход на рынок новым аптекам, возможно, более привлекательным для потребителей.
Считаем, что вся эта возня, да и неопределенность в секторе, прежде всего связана с отсутствием в Украине национальной лекарственной политики, которая одновременно должна быть средством достижения целей и руководством к действию. Нет четкого понимания проблем, отсутствуют четкие цели и приоритетные задачи. А без этого любые самые благие намерения не более чем «латание дыр», которые, в лучшем случае, не решают указанных проблем, а иногда ухудшают ситуацию в фармацевтическом секторе.
Создание и реализация национальной лекарственной политики сможет обеспечить законность и стабильность деятельности фармацевтического сектора. В том числе гарантировать равный доступ населения к основным медикаментам при их умеренной стоимости; качество, безопасность и эффективность всех лекарственных средств, обеспечение условий для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли препараты, руководствуясь исключительно соответствием клиническим показаниям и экономической рациональностью фармакотерапии.