Очевидно, успешный опыт режиссирования собственных концертных шоу вдохновил поп-звезду Мадонну на режиссерский дебют в кино. Показанный в специальном разделе Панорамы фильм «Грязь и мудрость» (длительностью 81 минута) собрал много заинтересованных необычным опытом зрителей, среди которых, конечно же, было немало фанов певицы, склонных интерпретировать сюжет как своеобразную версию собственной биографии Мадонны, времен, когда она находилась в поисках собственного стиля, непроторенных путей в шоу-бизнесе. Певица верит, что ее работа будет иметь успех: «Я продолжаю чувствовать себя, подобно персонажам этого фильма», — сказала звезда на одной из встреч с журналистами в Берлине.
Главный герой фильма «Грязь и мудрость«— певец, именуемый А.К., приезжает из Украины в Америку. В этой роли снялся бывший киевлянин Евгений Гудзь, личность известная в мире панк-музыки — фронт- мен музыкальной группы под названием Gogol Bordello. Правда, и Евгений Гудзь, и члены его группы (тоже родом с Украины) давно уже живут в Нью-Йорке, а потому их «украинскость» сохранилась разве что в анамнезе. Итак, ищущий популярности певец А.К. безуспешно предлагает всем подряд диски с записями своих песен, а в отсутствие спроса почитывает, лежа в пустой ванне, англоязычную раритетную книжицу, одолженную из библиотеки знакомого профессора литературы. Именно соединение классических текстов с современными ритмами приносит в результате успех исполнителю. Финал фильма не просто счастливый, а трижды счастливый, ибо свой собственный хэппи-энд получает каждая из трех сюжетных линий. В развязке истории певца А.К. фанатки визжат от восторга на состоявшемся наконец-то концерте его группы, а слепые глаза седовласого профессора заволакивает скупая сентиментальная слеза. Еще одна вариация по мотивам известной сказки про Золушку в изложении Мадонны, которая выступила не только режиссером, но и соавтором сценария фильма. Что поделаешь, уж очень привлекательны режиссерские полномочия демиурга-творца, и перед искушением снять свое кино не устояла звезда с божественным ником (то есть псевдонимом)... Каков же результат? Лента оказалась одной из наиболее резонансных на фестивале: зал не вмещал всех желающих, билеты стали дефицитом с первых же дней феста.
Ожидали? Посмотрели! Впечатления далеки от единодушия. Оптимисты (их абсолютное меньшинство) считают: то, что они увидели, похоже на кино. Реалисты утверждают: «могло бы быть и хуже!». А что думают пессимисты, не известно, большинство из них покинули зал уже на первых минутах просмотра. Нужно отметить, что ушедших было немало. Впрочем, освободившиеся места в зале тут же занимали коллеги, терпеливо ожидавшие своей очереди, предвидя, что фанатичный «лом» зачастую оканчивается массовым «свалом». Можно было бы говорить о беспомощности режиссуры в фильме, но это не совсем справедливо, т.к. в «Грязи и мудрости» каждый делает то, что умеет, и справляется с этим вполне пристойно. Девочки-стриптизерши упражняются у шестов, невостребованный певец А.К. пьет пиво и органично вплетает «перлы» нецензурной русской лексики в канву английских фраз. Тут в естественности исполнителям не откажешь — они просто тождественны себе. Хуже обстоит дело, когда они пытаются играть: чувствуется острая нехватка «дирижера», то есть режиссера, хотя в титрах и значится вполне раскрученный бренд.
Завтра фестиваль покажет последние конкурсные фильмы, и жюри займется определением победителей. Пытаться предугадать вердикт арбитров — занятие неблагодарное, тем более, что на больших фестивалях определение победителя имеет не только эстетические, но и политические резоны, иные мотивации (соображения политкорректности и т.п.).
Пока в рейтинговых опросах пальму первенства держит «И прольется кровь» (по роману «Нефть») — фильм, который по многим параметрам выделяется на общем фоне соревнования, и по сути должен был быть вынесен «за скобки» конкурса, как относящийся к «иной весовой категории».
Не теряют своих приверженцев картины «Озеро Тахо» и «Цвет вишни» Cherry Blossoms-Hanami (по-японски — сакуры), хотя в кулуарных обсуждениях среди журналистов отношение к последнему очень противоречивое.
После вчерашнего скрининга в число фаворитов прочно вошел фильм британского режиссера Майка Ли «Беспечная». На фоне картин, представленных в фестивальной программе, преимущественно исследующих различные аспекты человеческого страдания, «Беспечная», пожалуй, единственная картина о счастливом человеке. Героиня выглядит со стороны несколько странной, но она находится в гармонии с собой. Майк Ли не ориентируется на кинематографическую моду, устоявшиеся стандарты, что выделяет его картины и может считаться визитной карточкой автора.
Среди конкурсных фильмов последнего дня соревнования особые надежды кинопресса возлагает на картину «Балласт» Ленса Хэммера (США), международная премьера которого состоится завтра в 16.00, то есть за сутки до окончательного решения жюри. Поэтому материалы об этом фильме войдут в заключительную статью о «Берлинале-58».