15 октября, во время внеочередной сессии Херсонского городского совета, депутаты поддержали проект решения о согласовании кредита на покупку троллейбусов на средства Европейского банка реконструкции и развития. «За» проголосовали все 35 депутатов, присутствующих в зале.
Кредит будет составлять 10 млн евро на 13 лет под 5,75% годовых + ставка EURIBOR, которая на сегодня составляет 0,05%. Первые три года город не будет платить тело кредита. За эти средства город приобретет 50 новых троллейбусов, что должно значительно улучшить сложную ситуацию с пассажирскими перевозками. Взнос города составляет 1 млн евро в течение двух лет для софинансирования развития троллейбусной инфраструктуры. Условиями проекта также предусмотрен безвозвратный грант в размере 1,5 млн евро для модернизации и расширения контактной сети.
При условии приобретения новых троллейбусов ежедневно на маршруты будет выходить 75 единиц транспорта. Это позволит значительно снизить расходы на ремонт троллейбусов (экономия будет составлять ориентировочно 1,6 млн грн в год) и электроэнергии (на 40%). Модернизация и расширение сети касается, прежде всего, троллейбусных маршрутов №12, 11 и 4.
В новых троллейбусах обязательно должен быть низкий пол для удобства маломобильных групп населения. Машины будут оборудованы автономным ходом и кондиционерами. Количество пассажиров увеличится до 40 000 000 в год. Соответственно, вырастет прибыль от проданных билетов: с 15 до 55 млн грн/год, в т.ч. за счет увеличения тарифа до 4 грн. Теперь тариф составляет 2,5 грн за поездку, что является одним из самых низких по Украине.
Городской совет является гарантом выплаты кредита, но в соответствии с финансовой моделью, КП «Херсонэлектротранс» способно самостоятельно оплатить кредит. По словам директора Егора Устинова, после выхода всех новых троллейбусов на линию предприятие сможет выплачивать кредит за счет доходной части.
После согласования городским советом проект должны согласовать Министерство финансов Украины и Антимонопольный комитет. После этого ЕБРР проведет конкурс среди компаний, которые будут готовить проект относительно закупки новых троллейбусов. Результаты конкурса планируют сообщить в январе 2020 года.
Напомним, с 2016 года в Херсоне начался транспортный кризис. Частные перевозчики и владельцы маршрутных такси несколько раз требовали поднятия тарифа на проезд. Городская власть шла на уступки. В то же время херсонцы часто возмущаются качеством этих услуг. Многие маршрутки в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, а графики движения не соблюдаются перевозчиками. Это спровоцировало ряд забастовок и конфликтов. Закупка коммунального транспорта (город планирует также приобрести новые автобусы) должна значительно уменьшить зависимость от частных компаний.