Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

… Ходи на вечерницы

В творческих кругах столицы возрождается благородная традиция
13 января, 2004 - 00:00

Кажется, в Киеве возрождается весьма интересная форма интеллектуального досуга, о которой город уже лет 80 как забыл. В прошлые выходные все, кто пришел в Центр современного искусства, театральную студию «ДАХ», принимали посильное участие в том, что организаторы привлекательно назвали «Украинский Декамерон». Но здесь нужна предыстория.

«ДАХ» занимает свое место на творческой карте столицы довольно давно, однако слава пришла к нему в последние годы, когда вместе с фольклорной группой «Божичи» он создал песенно-ритуальное действо «В поисках утраченного времени». Представление имело такой успех, что скоро в студии появилось еще одно «этническое» произведение — фольк-опера «Каменный круг». И вот в конце прошлого года форма вечерниц, настолько удачно проработанная «Божичами», вылилась в целый проект — Творческий салон, в то, что называют вечерницами. В специфический жанр театрализованного досуга, охватывающий и артистов, и публику, и лицедейство по сценарию, и широкую импровизацию.

О каких-то результатах говорить еще рано, но начинание «ДАХа» — весьма востребовано. Ведь именно формат салона, клуба — это тот продуктивный способ общения интеллектуалов, который во все времена сплачивал их в независимую, активную среду, способную продуцировать новые идеи и произведения. Иными словами, если рассматривать интеллектуальное сообщество как своего рода производство, то салон-клуб это тот отдых, который не менее (а может даже и более) важен, чем основная, так сказать, работа. Вспомните только, сколько шедевров поэзии, прозы, драматургии, живописи было продемонстрировано на всех этих частных чтениях, «четвергах», «пятницах» и так далее в России и Украине в ХIХ и начале ХХ в.

Вечерницы руководитель «ДАХа» Влад Троицкий видит как «театрализованное действие, т.е. интерактивное пространство игры», ориентированной «не только на отдых и общение, но и на эстетическое и социокультурное выражение» и даже как «творческую кухню новейших творческих проектов». Также предусматривается и актуализация украинской музыки (романсов, аутентики, рока, классики), и возрождение интереса к украинской классической драматургии и создание предпосылок для возникновения новейших текстов для театра (надо отметить, что тексты- то есть — как раз театр не слишком ими интересуется).

Так или иначе, но все условия для создания полноценного клуба или салона в старинном значении слова у даховцев есть. Во-первых, своя, преданная и заинтересованная публика — от театралов до театральных критиков, от рок-звезд до послов, от режиссеров до художников, причем многие зрители приходят с детьми, и эта самая требовательная часть аудитории чувствует себя прекрасно. Во-вторых, постоянный круг исполнителей —музыканты (среди которых, кстати, руководитель знаменитых «ВВ» Олег Скрипка), певцы, фотографы, художники, и, конечно же, актеры. И наконец — удивительно гостеприимная, раскрепощенная и в то же время уютная атмосфера, где все чувствуют себя, как у радушного хозяина.

Все это доказали и последние вечерницы под привлекательным названием «Украинский Декамерон». Звучало аутентичное пение в исполнении группы «Кралиці» (Александра Гарбузова, Нины Гаренецкой, Ирины Коваленко, Елены Цибульской, Марии Дудочник, Валерия Гладунца). Играл весьма колоритный ансамбль в составе скрипки (Сергей Охримчук), фортепьяно (Андрей Бондаренко), баяна (Егор Фомин), виолончели (Анна Кузина), колесной лиры, кобзы, бандуры (все сразу — Тарас Компаниченко) и даже половецкого гудка (Тарас Компаниченко, Иван Кушнир). В сюжет вечорниц были вплетены и драматические отрывки, инсценизация по мотивам произведений разных времен и стилей: «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці» Михаила Старицкого, «Мартин Боруля» Ивана Карпенко-Карого, «До місяця» Ореста Авдиковича, «Поети» (фантазия) Ольги Кобылянской. Крутили и кино — документальный фильм «Беловы» В. Косакивского. Экспонировались фото Татьяны Василенко, игры для родителей и детей в «Детской комнате» придумывала Ирина Запольская, ну и в конце — адреналиновый музыкальный сейшн в составе Тараса Компаниченко, Сергея Охримчука и завсегдатая «Салона» Олега Скрипки.

Итак, хорошо отгуляли уже вторую, кажется, — «эротическую» — вечерницу, с размахом и подъемом. Будут и следующие. В том, что они удадутся, сомнений нет, но необходимо определенное изменение в головах — сами адресаты «Салона» должны понять, что это и зачем. Потому что иначе одного энтузиазма «ДАХу» не хватит. Т.е. надо ходить на вечерницы — и уносить немножко этого чуда с собой.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ