Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художественный сериал

В Национальном художественном музее — проект «Живое искусство»
21 декабря, 1996 - 20:25
ДЕТИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛЫХ, ВОСПРИНИМАЮТ МУЗЕЙНЫЕ НОВАЦИИ СОВЕРШЕННО ОРГАНИЧНО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

День Святого Николая в Национальном художественном музее был довольно неожиданным как для государственного музейного учреждения. Традиционную мертвую тишину нарушали живые гитарные звуки группы Don’t panic, а в залах можно было не только рассматривать экспозицию, но и творить самому. Вдохновляясь работами Георгия Нарбута, гравера XVIII века Теодора Стрельбицкого и другими графическими произведениями, самые маленькие поклонники музея сконцентрировались на елочных вытынанках или пробовали свои силы в компьютерной графике.

Просветительская программа «Живое искусство» — одна из инновационных форм работы, которую взял на вооружение Национальный художественный музей Украины. Своего рода «многосерийный» проект, который каждый раз не только демонстрирует художественные произведения, но и приближает посетителей к их пониманию. Первая «серия» «Живого искусства» появилась ровно год назад. Посвящена она была живописи. Сегодня на очереди — выставочный проект «Графика: магия штрихов», посвященный, соответственно, графике.

— Музей стремится быть интересным и современным, переходит к новым формам работы, кое в чём даже граничащим с методами работы коммерческих учреждений. Ведь искусство — это также определенный продукт, который нужно правильно подать, — объясняет куратор выставки Анна Переходько. — Для многих сначала очень необычно видеть в музее компьютеры, прикасаться к чему-либо во время экскурсии. Именно поэтому мы приглашаем, прежде всего, детей, ведь взрослые воспринимают такие новации сложнее. Есть даже дети, которые буквально вырастают в стенах нашего музея.

— Весь западный мир уже давно пришел к тому, что музеи — это не только экспонирование произведений искусства, но и уютные места, где можно хорошо провести время, — говорит искусствовед, бывший сотрудник музея Никита Логинов, в настоящее время — вокалист группы Don’t panic, создававшей звуковой бекграунд мероприятия. — Подобные проекты являются одним из шагов навстречу приходящим в музей людям. И музыка здесь также срабатывает. Как, допустим, чтение поэзии.

Напомним, что целый ряд столичных музеев предлагает нам разнообразить новогодне-рождественское время инновационными художественными программами. В частности, Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко на прошлой неделе представил первую часть проекта «Живой музей — театр» (см. «День» №229 от 17 декабря 2009 года). А Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» с 14 декабря до конца месяца проводит серию мастер-классов по изготовлению рождественско-новогодней атрибутики: вытынанок, пряников, масок, вертепных кукол, рождественских звезд и другого.

Выбор «графической» темы в Национальном художественном музее объясняют ее всеобъемлемостью.

— Духовный уровень эпохи определяется не только развитием высокого искусства, но и бытовыми художественными проявлениями, в частности, графической культурой, — рассказывает Анна Переходько. — Экспозиция показывает разные функции графики: от печатной иконы, то есть функции почти духовной, до утилитарного значения таких вещей, как деньги. Графика всегда стремится быть актуальной, быстро реагирует на все проявления времени. Свидетельство тому — плакат или развитие компьютерной графики.

Действительно, необычно видеть рядом старопечатные издания XVII—XVIII веков (в частности, «Апостола Павла» издания «Апостол», напечатанного Киево-Печерской лаврой и датированное 1639 годом) и современную упаковку всем известного «Киевского торта». А тем более — понимать, что они имеют общий знаменатель — графику. По этому же принципу можно попробовать соединить философски наполненное творчество наших современников Павла Макова и Александра Сухолита с агрессивно агитационными плакатами и проектом росписи агитационного поезда прошлого века. Здесь же — проекты сценических декораций и костюмов, почтовых марок, японские свитки с иероглифами, книжная графика, наконец. И даже визитка образца 1928 года. Некоторые из представленных на выставке графических работ до сих пор ни разу не выставлялись.

Выставка «Графика: магия штрихов» продлится в Национальном художественном музее до 14 февраля. Подробную информацию можно узнать на сайте музея www.namu.kiev.ua.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ