Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художники объединили Харьков и Львов

Харьковский художественный музей и Национальный музей имени Андрея Шептицкого во Львове начали сотрудничество в проекте «Музей-гость»
4 июня, 2013 - 14:08
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬКОВСКИЙ. НА СТРАЖЕ, 1900 ГОД / ФОТО C САЙТА BLOGSPOT.COM

Харьковский художественный музей и Национальный музей имени Андрея Шептицкого во Львове обменялись картинами двух выдающихся художников, представляющих гордость изобразительного искусства Украины и много сделавших для своих городов. Во Львов прибыли 128 произведений Сергея Васильковского, харьковчане увидели 83 работы Ивана Труша. Выставка работ Ивана Труша открылась 24 мая под лозунгом «Художественные аллеи украинского неоромантика», а 31 мая полотна Сергея Васильковского под названием «Украинская судьба Дикого Поля» стали доступны для просмотра львовской публике.

«Это совсем разные школы, Васильковский обучался в Санкт-Петербурге, а Труш получил образование в Кракове, Вене и в Мюнхене. При этом символично, что они оба были не только художниками, но и общественно-культурными деятелями, — отмечает одна из организаторов проекта, директор Харьковского художественного музея Валентина МЫЗГИНА. — Труш был инициатором экспонирования выставок современных художников, художественным и даже музыкальным критиком во Львове. А Васильковский в Харькове образовал литературно-художественный кружок, где фиксировали особенности национальной архитектуры, этнографии, орнамента, делали выставки старинной архитектуры. В творчестве Васильковского мы встречаем много архитектурных мотивов, в том числе и Западной Украины».

К сожалению, многие работы Васильковского исчезли в период Второй мировой войны. В коллекции Львовского национального музея присутствуют только три работы художника.

«В мировой музейной практике это давно приемлемое явление. Но в силу того, что проект требует много как организационных вложений, так и финансовых, такие проекты не так часто организовуются в Украине за последние годы»,— прокомментировала «Дню»заместитель генерального директора по научной работе Львовского национального музея им. А. Шептицкого, куратор выставки Ивана Труша в Харьковском художественном музее Оксана БИЛА. Валентина Мызгина поддерживает: «Организация таких межмузейных выставок — сложное и затратное мероприятие. Условия транспортировки достаточно сложные, выставку везли специализированным транспортом, в фургонах, оборудованных особыми рессорами, где соблюдается необходимый температурно-влажностный режим». Директор Харьковского музея сообщила, что финансовая помощь для обмена поступила из частных рук. Сотрудничество Львовского национального музея с Харьковским художественным музеем происходит впервые. Хотя идея организации такого мероприятия и во Львовском, и в Харьковском музеях возникла еще в начале двухтысячных годов.

Обе экспозиции продлятся до конца августа. К выставке вышел совместный альбом-каталог Ивана Труша и Сергея Васильковского, который пользуется большим спросом у посетителей.

Тем временем в руководстве обоих музеев уже думают о продолжении программы обмена. Возможно, в будущем львовяне смогут увидеть харьковскую пейзажную школу, представленную Левченко, Беркосом и Ткаченко, а также экспозицию произведений Порфирия Мартыновича.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков; Олег ТВЕРДЬ, Ярослав НАЗАР, студенты III курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко


КОММЕНТАРИЙ

Роман ЯЦИВ, проректор Львовской национальной академии искусств, кандидат искусствоведения:

— Для Львова и, думаю, для Харькова это очень значимое событие, потому что не впервые ли именно таким образом стимулируется заинтересованность разными мощными в истории национальной культуры художественными явлениями. Очень часто мы на определенном географическом расстоянии не можем наладить нормальную модель виденья национально-культурной целостности в разных явлениях. В настоящее время мы, специалисты и художники, должны особенно заботиться не о разграничении, каких-то локальных особенностях (которые, конечно, были), но и общих признаках, которые определяли то, что мы называем украинским модернизмом. Роль Васильковского в этом процессе была очень значимой. Он дал импульс для формирования национальной школы пейзажа, чрезвычайно чутко сумел перенять от Тараса Шевченко экзистенциональный подход к трактовке ландшафта, историософское прочтение нашей земли. Он чрезвычайно глубоко внутренне чувствовал эту проблематику даже в пределах пейзажа. Для Львова это резонансное событие, потому что нам действительно недостает этих примеров в более широком формате, мы имеем очень фрагментарное и «отделенное» представление о них. А Труш, я думаю, должен произвести большое впечатление на харьковчан, потому что он и заложил импрессионистическую программу, которая очень хорошо адаптировалась на галицкой почве, и в то же время был очень сориентирован на взаимоотношения с Большой Украиной. Он основополагающе тоже является той фигурой, которая на равных балансирует понимание сущности украинской традиции в пейзажной живописи, а кроме того, и в каком-то более широком измерении.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ