Сотрудничество «Дня» с Национальным университетом «Острожская академия» длится уже пятнадцать лет. За это время удалось реализовать много срвместных инициатив, в частности это Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи, который в прошлом году перерос в международный проект «Острог Forum», это ряд дискуссий главного редактора газеты Ларисы ИВШИНОЙ со студентами, также участие студентов в Летней школе журналистики «Дня». Кроме того, Лариса Алексеевна является сопредседателем Наблюдательного совета Острожской академии. В начале нового учебного года мы пообщались с ректором вуза, профессором, Героем Украины Игорем ПАСИЧНИКОМ о результатах вступительной кампании-2018, реализации образовательных реформ, новых горизонтах сотрудничества «Дня» и Острожской академии.
«СРЕДИ ПЕРВОКУРСНИКОВ — ВСЕ РЕГИОНЫ УКРАИНЫ, В ЧАСТНОСТИ КИЕВ»
— Игорь Демидович, знаем, что Острожская академия пополнилась почти 500 первокурсниками. Что можете сказать о вступительной кампании этого года?
— Несмотря на демографическую пропасть, мы успешно осуществили набор, особенно на ведущие образовательно-профессиональные программы Острожской академии, а это — международные отношения, право, германские языки и литература, журналистика. Также в этом году мы открыли образовательно-профессиональную программу по компьютерным наукам, на которую охотно подавали заявления поступающие. Каждый ВУЗ имеет своего абитуриента, а потому он знает, куда поступает и что от него будут требовать во время учебы. Приятно, что среди первокурсников в Острожской академии представлены все регионы Украины, в частности Киев. Самое главное, что мы осуществили качественный набор, ведь наши первокурсники — это преимущественно отличники, у которых чрезвычайно высокие показатели сертификатов ВНО. Недаром Острожская академия заняла шестую ступеньку в рейтинге «ТОП-10 университетов с наивысшим средним конкурсным баллом», составленного Министерством образования и науки Украины по итогам вступительной кампании-2018. У нас учится высокоинтеллектуальная молодежь, а это стимулирует преподавателей постоянно работать и над своим развитием. Диалектика такого движения позволяет Острожской академии быть среди ведущих заведений высшего образования Украины.
Что касается технических сбоев подачи электронных заявлений в период вступительной кампании, то они были незначительны и не влияли на ее общий ход. Единственное, мы хотели бы, чтобы Министерство образования позволило университетам самостоятельно определять перечень конкурсных предметов по результатам ВНО для поступления на ту или иную образовательно-профессиональную программу, в частности на контрактную форму обучения.
«Я НЕ НАЗЫВАЮ ЭТО РЕФОРМАМИ...»
— О реформах в соответствии с новыми Законами Украины «О высшем образовании» и «Об образовании» можно услышать много мнений. Успешно ли проходят эти реформы в Острожской академии?
— Когда мы используем слово «реформа», то это прежде всего изменение идеологической составляющей. Я не вижу, чтобы в этих реформах, которые происходят сейчас в образовании, существенно менялась именно идеологическая составляющая. Имею в виду, что учебные планы программы должны быть пронизаны важным термином — «патриотизм», особенно сейчас, когда Украина находится в состоянии войны. Поэтому я не называю это реформами, а, скорее, изменениями в просветительской отрасли, которые нужно было начинать со среднего образования, а затем переходить к высшему, а не наоборот, потому что в результате получаем абитуриента, который не готов к высшей школе. Изменения нужны однозначно, особенно в школьном образовании, которое перекочевало к нам из Советского Союза. Эту старую систему может защищать только тот человек, который не видел другой, потому не знает, что ребенок может идти в школу с радостью и чувствовать себя там спокойно и комфортно. Министр образования декларирует, что преимущественно мы делаем акцент на финскую систему образования. По-моему, это правильно выбранное направление, потому полностью поддерживаю Лилию Гриневич в этом.
Что касается ВНО, то кроме позитива — борьбы с коррупцией при поступлении, оно имеет и негативное влияние. Выходит, что мы не готовим учеников к жизни, а к сдаче ВНО. Поэтому приходится существенные силы и ресурсы тратить на репетиторов, особенно в период 10-11 классов. В скандинавской системе образования абитуриент при поступлении может подавать или аттестат, или сертификат ВНО. Почему бы нам не позаимствовать такой алгоритм? Считаю, что ВНО прежде всего нужно проводить среди выпускников ВУЗов, чтобы увидеть качество их подготовки и делать соответствующие выводы о целесообразности функционирования того или иного университета.
Мы сейчас готовимся в Острожской академии к подтверждению статуса национального университета, потому анализируем сильные и слабые стороны нашей работы. Естественно, что имеем такие же проблемы, как и в других вузах, ведь многие талантливые выпускники выезжают за границу. Поэтому пытаемся поддержать молодых интеллектуалов, которые остаются работать в нашем университете, и морально, и материально.
В Острожской академии создано подразделение по обеспечению качества образования. На протяжении прошлого года мы осуществили редизайн учебных программ в соответствии с компетентностным подходом, осуществляем внутренний мониторинг качества образования. Также планируем привлечь соответствующие международные агентства для осуществления внешнего мониторинга с получением в перспективе международного сертификата относительно предоставления Острожской академией качественных образовательных услуг.
«ДЕНЬ» НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ В КАЧЕСТВЕ БЕСЦЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА»
— Сотрудничество Острожской академии с «Днем» длится уже 15 лет. Как вы оцениваете его результаты, что планируете реализовать в ближайшее время?
— Я всегда говорю о том, что между «Днем» и Острожской академией — не просто дружба, а настоящий интеллектуальный роман. Коллектив газеты во главе с Ларисой Ившиной всегда поддерживает нас в информационном плане. В свою очередь, мы также поддерживаем инициативы «Дня», в частности ежегодный международный фотоконкурс. Газета «День» — это мощная интеллектуальная среда, в которую должны быть постоянно погружены студенты и преподаватели. Материалы в газете ни в коем случае нельзя читать «по диагонали», а вдумчиво, без особой спешки, ведь в каждом из них заложены глубокие смыслы. «День» наши преподаватели используют в качестве бесценного дидактического материала на своих занятиях, в частности для журналистов, политологов, историков, международников, экономистов, культурологов, философов. Каждый из них может почерпнуть что-то полезное для себя. А чего стоят издания серии «Библиотека газеты «День»!.. В ближайшее время мы хотим пригласить Ларису Ившину к нам, чтобы она пообщалась со студентами и представила будущую новинку, книгу «Ave. До 100-ліття Гетьманату Павла Скоропадського». Также планируем основать мастер-классы для студентов при участии талантливых журналистов газеты, среди которых, кстати, есть выпускница Острожской академии, редактор отдела экономики Алла Дубровык-Рохова.