«Дорогие товарищи!» — так, словно доклад на партсобрании, начал моноспектакль «Зачарованная Десна» по повести Александра Довженко исполнитель роли от автора Василий Баша. И полилась пламенная речь о задачах, стоящих перед советскими кинематографистами, об опыте китайских товарищей, цитата Ленина о самом важнейшем из искусств — кино, здравицы навстречу очередному ХХ съезду и т.д. Зрители стали переглядываться: куда мы попали? Но вот раздался гонг, и, словно другой кадр из фильма, начались воспоминания о босоногом детстве кинорежиссера. Башу можно сравнить с человеком-оркестром. Не переодеваясь, фактически стоя на одном месте, только голосом и мимикой, на крохотном пятачке сцены благодаря артистическому мастерству провел перед зрителями целую вереницу образов. От деда Степана, больше всего обожавшего солнце, до колоритной, острой на язык и проклинающей за любую шалость бабы Марусины. Тут и соседи, родители Саши, и другие персонажи. Сенокос, купание в речке, набеги на огород, лазанье по деревьям...
Режиссер Богдан Струтинский выстраивает спектакль, чередуя разные фрагменты из жизни известного кинорежиссера. Когда Баша (Довженко) сильно начинает увлекаться «партагитками», то появляется белобрысый Мальчик (Алексей Заднипровский). Не проронив ни одного слова, внимательно смотрит на героя или начинает сильно бить в тарелки, и ему удается заставить героя замолчать, словно тот вдруг заглянул в свою душу.
Музыкальное оформление Аллы Загайкевич и художника Владимира Крашевского помогло воссоздать колорит Деснянского края — родины А.П. Довженко. «Куринь» напоминает ленинский шалаш вовсе не случайно. Это и воспоминания детства героя, и знак эпохи, в которой он, став кинорежиссером, создавал свои картины. Однако гений Довженко в том, что он умел описать и создать в своих фильмах, сценариях настоящую поэму, порой восхваляя довольно обыденные вещи. Он, романтик, видел красоту в травинке, кусте, поле, речке или просто в погожем дне. Как можно передать «гупання яблук» или «музику клепання коси»? А он это делал блестяще.
Спектакль «Зачарованная Десна» создавался благодаря Центру им. Леся Курбаса полтора года назад. Очень помогла Неля Николаевна Корниенко. Сыграли два спектакля в Доме актера, Курбасовском центре, но то были, скорее, открытые репетиции. По словам В. Баши, в течение всего периода шла шлифовка материала, режиссер Богдан Струтинский менял начало и финал постановки, делал разные акценты в трактовке. Ныне спектакль получил свою постоянную прописку и органично вписался в репертуар франковцев.