Одна из последних новостей в международном арт-сообществе: знаменитый стрит-артист Бэнкси перечислил более 4 миллионов рублей для поддержки российской арт-группы «Война».
Деньги были собраны благодаря продаже отпечатанных ограниченных тиражом принтов Бэнкси под названием «Выбирайте оружие» (Choose Your Weapon), сообщается на его сайте www.picturesonwalls.com.
Участников группы «Война» арестовали 15 ноября за акцию «Дворцовый переворот», в рамках которой художники переворачивали милицейские машины. Им предъявлено обвинение в хулиганстве по статье 213 УК РФ, предусматривающей наказание вплоть до пяти лет заключения.
В объявлении на сайте подеркивается: «Каждый принт стоит 450 фунтов. Возможно, покупателей утешит тот факт, что Бэнкси передает всю выручку российской арт-группе «Война», двое из членов которой в настоящий момент находятся в петербургской тюрьме».
Собственно, кто такой Бэнкси, можно узнать из англо-американского фильма «Выход через сувенирный магазин» (Exit Through the Gift Shop).
В картине, режиссером которой выступил художник, идет речь о стрит-арте (буквальный перевод — уличное искусство). Собственно, Бэнкси, проживающий, вероятно, в британском Бристоле, является на сегодня самым известным в мире стрит-артистом. Его граффити очень выразительны, мастерски исполнены, содержательно насыщенны, и в немалой степенны провокационны. Каждая новая роспись становится сенсацией. Коллекционеры даже выкупают фрагменты стен с рисунками Бэнкси. Одна только копия оригинальной работы с подписью автора стоит немалых денег — однако, несмотря на все это, Бэнкси до сих пор сохраняет полную анонимность. В фильме он также появляется только в капюшоне, его голос изменен.
Сначала история выглядит как экранный экскурс по миру стрит-арта. Кроме самого Бэнкси, видим других известных уличных художников. Сюжет вращается вокруг приключений чудаковатого француза Тьерри Гуэтты, кинолюбителя и фаната уличного искусства. Гуэтта документирует рискованные акции Бэнкси, сам становится их участником. Постепенно, впрочем, начинает развиваться иной сюжет: Гуэтта сначала начинает клеить собственные увеличенные фотографии на улицах, Бэнкси берется завершить съемки.
В итоге Гуэтта, благодаря связям в мире искусства, устраивает в Лос-Анджелесе выставку своих эпигонских произведений и добивается безумного, но совершенно незаслуженного успеха.
Вне сомнений, автор фильма — не Гуэтта, а сам Бэнкси, проявивший себя и как одаренный кинематографист. Его режиссерский дебют, таким образом, — это едкая и виртуозная сатира на мир современного искусства, не только стрит-арта. Действительно, на выходе из любой галереи или музея — сувенирный магазин; любая, сколь угодно бескомпромиссная позиция в искусстве заканчивается аукционом, а те, кто умеет угодить публике и выгодно себя продать, — преуспевают не менее чем самые талантливые. Горькое послевкусие от внешне веселого фильма.
В целом, и «Выход через сувенирную лавку», и акция в поддержку «Войны» — это составные части игры Бэнкси, которые он ведет с обществом — игры тем более впечатляющей, что сам игрок предельно честен.