Новый британо-французский фильм «Искупление» (режиссер Джо Райт) является экранизацией одноименного романа лауреата букеровской премии Иэна Макьюэна. Последний, актуальный британский писатель, известен далеко за пределами Островов благодаря своим противоречивым романам, где герои от взаимного притяжения переходят сначала к сумасшедшим страстям, а потом вообще к сексуальным перверсиям и безумству.
Макьюэна знают уже довольно давно, преимущественно в Британии. Благодаря этому, кстати, практически во всех киноверсиях — звездные актерские составы, цвет британской школы. Не стало исключением и «Искупление». Здесь все три центральных роли — сестер-писательниц Сесилии и Брайони Теллис, влюбленного в Сесилию Роберта играют блестящие молодые актеры: Кира Найтли, Сирша Ронан и Джеймс Макэвой.
Принимая во внимание предыдущие сюжеты Макьюэна, в которых доходило и до кровосмешения, и до убийств ради наслаждения, эта история выглядит прямо-таки целомудренной. Однако, чтобы покалечить всем жизни, достаточно всего лишь одного- единственного лжесвидетельства младшей Теллис, Брайони, которая указала на Роберта как на виновника изнасилования одной из своих подруг. Роберт становится изгоем, Сесилия теряет надежду на счастливую супружескую жизнь с ним, а содеянное ложится тяжким пожизненным бременем на совесть Бриони. Но в конце — неожиданный поворот: все увиденное до этого — лишь новое произведение Брайони, уже пожилой прославленной писательницы; при этом настоящие мотивы ее страшного поступка так и остаются за кадром. И Джо Райт не пытается их выяснить. Для него важнее воплотить эту историю эстетически безупречно — этические соображения здесь отступают на задний план.
Самые важные коллизии ситуации он демонстрирует сразу с двух точек зрения: так, как их видит Брайони, и так, как было «на самом деле», то есть перед камерой режиссера. Визуально этот «роман-жизнь» воплощен с английской добротностью и даже некоторой пышностью: живописные съемки на пленэре, фантасмагорические картины военных разрушений, галлюциногенные кадры высадки на севере Франции... Лента напоминает постимпрессионистическое полотно, пропущенное через холодноватую призму ХХI века. Впечатление усиливает минималистическая музыка, иногда до жути настойчивая, иногда бурно эмоциональная. Фильм недаром выдвинут на получение «Золотого глобуса» сразу в семи номинациях — в прошлом году это, наверное, самая красивая картина из тех, что выходили в коммерческий прокат.
Что же касается содержательной части, то, кажется, у Райта получилась история о грани дозволенного в творчестве художника. Если бы Брайони не поступила так, как поступила, мир не увидел бы ее последней книги — лучшей из всего ею написанного. С другой стороны, платой за великий текст стали жизни двух живых людей. Но в конечном итоге именно благодаря своему таланту Брайони подарила счастье Сесилии и Роберту — хотя бы на страницах последнего романа, где они так и остались — воссоединившиеся навсегда.