Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Исповедь Поэта

В Киеве прошел творческий вечер Евгения Евтушенко
18 декабря, 2006 - 19:50
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Накануне выходных в киевском Доме офицеров собрались многочисленные почитатели творчества российского поэта-шестдесятника Евгения Евтушенко. Это была особая интеллигентная (украинско-русско-еврейская) публика, которая еще помнит те времена, когда писатели собирали полные стадионы!

Свой творческий вечер, посвященный 70-летию со дня рождения, Евгений Александрович провел в форме лирических монологов со сцены. «Поэзия — прежде всего исповедь, — сказал он. — Хотя настоящая проза — тоже, несмотря на то, что прозаики прячутся за персонажами. Я никогда ничего не скрывал. Если мне не нравилось что- то в политике, говорил об этом прямо. Но также говорил то, что не импонировало в самом себе. Я вновь вернулся к лирическим стихотворениям, однако они уже не те, которые писал в молодые годы. Я и сам стал другим — изменился. Иногда мы ошибаемся, когда принимаем естественную человеческую эволюцию за хамелеонство и требуем от поэтов оставаться такими, какими они когда-то нам понравились. Важно другое — меняясь постоянно, оставаться собой и не предавать идеалов молодости».

В первом отделении звучали большей частью лирические стихотворения и, конечно, истории их написания, посвящения музам... А отдельные строки воспринимались как афоризмы или крылатые выражения. Например, «Женщины надеются всегда, особенно, когда все безнадежно...». Известно, что Евтушенко — эстет, влюбленный в жизнь и женщин. Во втором же — он читал стихи философского и патриотического содержания. В частности, «Поэт и священник», посвященое личности покойного Папы Иоанна Павла II. Декламируя его, Евгений Александрович подчеркнул, как жаль, что Понтифику так и не пришлось побывать с визитом в России... Также юбиляр интонационно выделил произведение «Так им и надо», созданное после взрывов в лондонском метро. «Когда услышал по «Эхо Москвы», как люди комментировали эту трагедию, ужаснулся — в их репликах рефреном звучало «так им и надо», — рассказывал автор. — И я подумал о том, как мы можем ожидать сочувствия, если будем продолжать так относиться к чужому горю?.. Сел и написал стихотворение. А потом поехал на эту же радиостанцию и прочитал его в эфире». Очевидно, отдельные строки и отрывки из стихотворений этого гуманиста красноречивее всего говорят о его убеждениях, мировосприятии и, так сказать, составляют определенное духовное достояние. В частности:
«Она (Россия — Ред.) сама во многом виновата.
И все мы виноваты вместе с ней.
Обожествлять Россию пошловато,
Но презирать ее — еще пошлей».

А с названием произведения «Прогулка по карнизу», очевидно, ассоциируется вся непростая жизнь автора.

На вечере Евгений Евтушенко окунулся и в теплые трогательные воспоминания. Вспоминал о том, как в 1959 году декламировал свои стихи перед Борисом Пастернаком. И о том, как в 1961 году впервые в Киеве прочитал «Бабий Яр»; как его американские студенты (Евтушенко преподает в университете города Талси, штат Оклахома) восторженно восприняли фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры» при участии легендарного Богдана Ступки... Также поэт подготовил своим почитателям сюрприз — в дуэте с известным украинским бардом Ольгой Богомолец исполнили знаменитые песни на его стихи: «Бежит река», «Первый вальс»...

«С Евгением Евтушенко знакомы давно, — говорит актер Богдан Ступка. — Это, знаете, молодость. Иван Драч, Николай Винграновский, Лина Костенко, Борис Олийнык, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина — мы все шестидесятники. В то сложное время нас все интересовало — проза, поэзия — украинская, русская, белорусская, итальянская... Ныне я получил колоссальное удовлетворение. Евгений Евтушенко предстал иным. Он стал более мудрым и более патриотичным». «Наиболее интересным для меня было то, что и, по-видимому, всем — человек, его судьба, талант и искренность, которую патриарх русской поэзии несет через десятилетия, — продолжает режиссер Сергей Архипчук. — Я помню, какое позитивное впечатление произвел его телевизионный вечер в Останкино в середине 70-х, когда мы существовали в контексте другого государства, оставаясь сыновьями разных народов. И теперь Евгений Евтушенко очень деликатно и уважительно коснулся украинской темы, чего не скажешь о российских попсовиках-экстрадниках, которые жили, живут и еще долго будут жить в СССР. Не секрет, что до сих пор остается актуальной фраза, мол, демократия у российских интеллигентов заканчивается там, где начинается украинский вопрос».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ