В течение двух дней — 21 и 22 сентября — луганчане поневоле вспоминали ситуацию 5 — 7-летней давности, когда поездка в городском транспорте была испытанием не для слабонервных. Толпы на остановках своей многочисленностью и эмоциональной напряженностью ничем не отличались от митинговых толп. В автобус набивалось народу в 2 — 3 раза больше его предельной вместимости. Практически так же началась 21 сентября рабочая неделя. Причиной чрезвычайной ситуации стал отказ — не демонстративный, а тихий саботаж — водителей половины маршруток выйти на линию. По странному совпадению именно в эти дни в Луганске работала комиссия департамента автотранспорта Минтранса Украины. Как сообщил начальник управления транспорта Луганского горсовета Владимир Духник, целью визита комиссии, проводившейся согласно традиционному министерскому плану, является проверка соответствия городского пассажирского транспорта установленным нормам и правилам пассажироперевозок.
По результатам работы представителей Минтранса, в Луганске были составлены 14 протоколов о различных нарушениях. По словам Владимира Духника, нарушения, отмеченные комиссией в Луганске, относятся к разряду незначительных. В целом, как констатировали работники департамента автотранспорта и о чем проинформировал начальник управления, в Луганске в сфере пассажироперевозок очевиден порядок. Впрочем, очевиден он только господину Духнику. В маршрутные такси (а это, в основном, «газели») иной раз набивается до 25 пассажиров. Это, впрочем, не мешает водителю продолжать останавливаться и собирать новых «любителей комфорта» за 75 копеек.
Между тем начальник управления транспорта Владимир Духник с гордостью сообщил, что комиссия положительно отметила работу пассажироперевозчиков, предупрежденных о проверке за неделю. Начальник особо подчеркнул, что городские власти Луганска совместно с работниками ГАИ, налогового ведомства и других, систематически проводят проверки, аналогичные министерской. В этой связи вполне закономерными являются результаты работы киевской комиссии. Отвечая же на вопрос о возникших в Луганске в течение 21 и 22 сентября перебоях с пассажирским автотранспортом, начальник управления назвал ситуацию, созданную искусственно, недопустимой. В дни работы комиссии департамента, по данным Владимира Духника, от 40 до 50% водителей-перевозчиков не вышли на работу из-за напрасных опасений быть снятыми с маршрутов. В результате пострадали пассажиры — жители города, затратившие значительно большее количество времени на традиционные транспортные поездки. Поэтому к тем, кто причастен к созданию автоажиотажа, заверил начальник управления транспорта, будут приняты адекватные меры воздействия. «Водители, не появившиеся на маршрутах, известны. Они являются потенциальными претендентами на расторжение заключенных с ними мэрией договоров о пассажирских перевозках», — заявил Владимир Духник.