Александр ДЕРГАЧЕВ, главный редактор журнала «Політична думка», кандидат исторических наук:
— Одним из измерений приближения Украины к Европе являются качественные характеристики избирательной кампании. Мы можем сегодня сравнивать происходящее в Западной Европе и недавний пример, скажем, Казахстана. Сегодня Украина находится между этими двумя точками отсчета. К сожалению, у нас нет реального выбора, вместо этого происходит уничтожение наиболее перспективных кандидатов и навязывается выбор между плохим и еще худшим. Нынче мы уже слышим предупреждение от Европы, надеющейся на более-менее честные цивилизованные выборы, и это является свидетельством, кстати, того, что нарушения все-таки будут, но уровень этих нарушений зависит в известной степени, конечно же, от того, как могут работать отдельные претенденты, отбрасывающие именно теневую политику. Среди самых известных я бы назвал Марчука и Мороза. Они могут не допустить грубых нарушения и, таким образом, ограничить возможности действующей власти извратить и «украсть» выборы, а такая угроза существует.
Николай ТОМЕНКО, директор Института политики:
— Последние избирательные кампании в Украине, парламентские довыборы 1998 года и теперешние показывают, что команды многих кандидатов начали использовать западные аналоги. По моему мнению, применение западных избирательных технологий неадекватно, с точки зрения нормального положительного восприятия их в Украине. В частности, в США привлечение избирательной командой известных спортсменов, музыкантов представляется вполне естественным. Парламентские выборы 1998 года показали, что это неэффективно. Так как социально-экономическая ситуация выживания людей требует подхода, при котором избирательные команды показывают силу своего кандидата и его уверенность сдвинуть с места, в первую очередь, экономические проблемы, а не, скажем, превращают в шоу-бизнес всю избирательную кампанию. Антитехнологии, используемые в западных избирательных кампаниях, несмотря ни на что, не являются настолько нецивилизованными, как те, которые начали применяться в украинских избирательных кампаниях. Практикуются очень жесткие обвинения за день-два до избирательной кампании, когда конкурент не может ответить. И не было ни одного судебного процесса, чтобы это принималось во внимание. На Западе газеты не печатают опросы неизвестных социологических фирм, потому что придется нести ответственность за печать недостоверной информации. Поэтому использование социологии, аналитических структур принципиально отличаются в украинских избирательных кампаниях и западных избирательных технологиях. На нынешних выборах киевского мэра мы видим полную неадекватность западного опыта, положительного и отрицательного, в украинской ситуации. Институт политики и фирма «Социс Геллап» пострадали, поскольку под нашими именами вышло несколько материалов с абсолютно фантастическими рейтингами, которых мы никогда не печатали. Более того, появилось несколько структур, о которых никто последние девять лет не слышал и которые буквально «с потолка» стали печатать социологические рейтинги. А три общенациональных канала и государственный в том числе, дают эти рейтинги.
Анатолий ШАБЛИЙ, начальник Управления международных связей Антимонопольного комитета Украины:
— С точки зрения конкурентного законодательства, нарушения нет, потому что нет прецедента нарушения экономической конкуренции. Но с точки зрения морали, это возмутительный факт. Из действующего мэра Омельченко в рекламе «делают Шарикова». И хотя там не говорится, кто организовал эту рекламу, сразу же читается, что это непорядочный человек. Еще я обратил внимание, что в государственных учреждениях, где Законом «О государственной службе» запрещена деятельность политических партий и политическая реклама, висят портреты Суркиса. В нашем здании (Львовская площадь, 8) внизу висит очень много этих портретов. Кто-то же их вешает и кто-то разрешает это делать. А к нам в учреждение без пропуска зайти нельзя. Тут и Государственная налоговая администрация, и Министерство внешнеэкономических связей и торговли, и Антимонопольный комитет — 25 этажей, тысячи сотрудников. Это законодательное нарушение. И я бы посоветовал Омельченко подать в суд за это нарушение и за оскорбление, нанесенное рекламой.
Сергей ВАСИЛЬЕВ, вице- президент НТКУ:
— Я считаю, что это новый вид рекламы — фельетон. Он не только будоражит нервы тех, против кого направлен, но и подымает в целом вкусовые качества потребителя. До этого потребитель пичкался только низкопробной рекламой такого уровня, как в прошлой кампании выборов в ВР, где было «Голосуйте за меня! Вы не ошибетесь! Ой-ой-ой, ай-ай-ай, какой я хороший, какой я классный!» и такое прочее.
— Выборы киевского мэра — дело локальное. Нет ли здесь привкуса ажиотажа, которым заряжается вся страна, некоего политического спектакля?
— Как сказать. Киев — не просто город, он столица Украины. Если люди в какой-то момент начинают понимать, что они могут выбрать, а не принимать участие в спектакле а-ля «потемкинская деревня», когда идет реальная борьба, и каждый из граждан понимает, что сопричастен этому процессу — это великолепно. Я считаю, что людей нужно готовить к выборам, чтобы люди были более изысканными в своих требованиях, чтобы они могли разбираться между плевелом и зерном. Их нужно научить не быть обманутыми. Это — инструментарий, который они могут использовать во благо себе. Тем более, что выборы киевского мэра — это большая репетиция президентских выборов. Я считаю, что каждый человек должен немножечко проснуться и посмотреть — а что происходит, как происходит, почему происходит, какими средствами, методами кандидаты пытаются их убедить, что является аргументом. Человек, избиратель, зритель должен быть, как в тренажерном зале, он должен тренироваться на «железе» разной тяжести, от 5 до 100 кг.