Как рассказал режиссер-постановщик спектакля — Александр Билозуб, по жанру это будет хореографическая драма о двух легендарных художницах мира — украинке Екатерине Билокур и мексиканке Фриде Кало. Нужно отметить, что Билозуб является также автором идеи и сценографом спектакля. В процессе рождения постановки все занятые франковцы работают как единая команда, оттачивая каждый жест (хореограф Ольга Семешкина). Главные роли репетируют Лариса Руснак (Фрида) и Елена Фесуненко (Екатерина). На сцене звучит музыка Вивальди, Моцарта, Билаша, пение Евы Битовой и квартета «Кронос». Уже через несколько минут спектакля можно увидеть, что Билозуб много импровизирует, экспериментирует, чтобы вышла эстетская постановка, использует видеоматериал с работами художниц.
Что же объединяет героинь — таких разных женщин и художниц? Во-первых, огромный талант (Билокур — яркий представитель жанра примитивизма, а Кало — сюрреализма). Во-вторых, к занятию живописью они пришли через боль и потери. В-третьих, их объединяют цветы и цвет индиго — цвет избранных...
Екатерина Билокур родилась в 1900 г. в селе Богданивка на Полтавщине (ныне Киевская обл.), свои первые попытки рисовать делала угольком на куске домашнего полотна. Ей пришлось пережить осуждение и непонимание односельчан, которые усматривали в ее занятиях рисованием попытку уклониться от работы. Она натолкнулась на непонимание матери, которая считала рисование бессмысленным, и все-таки, преодолев непростые в сельской жизни препятствия, Екатерина самостоятельно открывала для себя тайны живописи. Кисти изготавливала сама из щетины, использовала краски, которые делала из свеклы, бузины, калины, лука и разных трав. Она рисовала в основном цветы, а иногда — портреты, сочетала цвета в единое гармоничное целое. На большинстве полотен художницы стоит авторская надпись: «Рисовала с натуры Екатерина Билокур». Действительно, природа, «натура» были ее главными учителями, а цветы — самыми любимыми мотивами. «Цветы, как и люди, — живые, имеют душу!» — говорила художница, и поэтому никогда не срывала их, а срисовывала, сидя возле стебля или куста, потому что считала, что «сорванный цветок — уже не цветок». Не познав личного счастья, видя вокруг себя бедность и ежедневную борьбу за существование, Екатерина Билокур в цветах, в рисовании их видела высокий смысл. Рисуя, она будто достигала совершенной красоты, дарованной природой... В 1954 г. работы Билокур экспонировались в Париже на международной выставке, а ее картины «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» очень высоко оценил Пабло Пикассо... Художница умерла 9 июня 1961 года, а в 1977-м на ее родине открыт Мемориальный музей Екатерины Билокур.
О другой героине спектакля — Фриде Кало наши зрители, наверное, знают немного больше после выхода на экраны кинобиографии об этой легендарной художнице, роль которой сыграла Сальма Хайек. Фрида родилась в 1907 г. в Мехико, в семье фотографа (отец был евреем из Германии, а мать — испанкой из Америки). В шесть лет девочка переболела полиомиелитом, и ее правая нога стала короче, а в 18-ть, после страшной автокатастрофы, Фрида была много месяцев прикованная к постели, и именно тогда она лежа начала рисовать. Первыми работами Кало стали автопортреты. А когда девушка смогла ходить, то начала учиться в художественной школе, там встретила свою любовь — знаменитого графика, коммуниста Диего Риверу. В 22 года Фрида вышла за него замуж. Но их семейная жизнь была слишком бурной, как говорят: «ни с тобой, ни без тебя жить невозможно»... В течение всей своей жизни Кало носила корсеты, периодически ложилась в госпитали. В 1950-м ей сделали семь (!) операций на позвоночнике, и девять месяцев она пролежала в больнице. Потом передвигалась только на инвалидной коляске. А в 1952-м художнице ампутировали до колена правую ногу, но, несмотря на это, в 1953 г. проходит ее первая персональная выставка. Может потому на всех автопортретах Кало никогда не улыбается. Идеи картин Фриды зашифрованы в деталях, фигурах, даже фоне полотен, а ее символика берет свое начало из древних мексиканских традиций. Художница всю жизнь собирала памятники древней культуры, и эти экспонаты до сих пор находятся в саду «Голубого дома» (музея художницы). Фрида умерла в 47 лет от воспаления легких.
Как отмечает Александр Билозуб, спектакль «Два цвета индиго» — это гимн не только Екатерине Билокур и Фриде Кало, а всем женщинам. Премьера состоится 30 апреля.