Но думается мне, среди причин затянувшейся премьеры не
последнюю роль сыграла некая творческая невнятность, присущая Меньшикову-режиссеру.
Блистательный, талантливый и, я бы даже сказала, практически безупречный
актер, прекрасно знающий цену своему профессионализму, далеко не так уверенно
чувствует себя в ипостаси режиссера. Да и публика при всей любви к Олегу
Евгеньевичу отнюдь не восторженно восприняла его дебют в этом качестве
— спектакль «Горе от ума». Однако, вероятно, неудовлетворенные творческие
амбиции, а возможно, некие подсознательные, как он сам выражается, на уровне
мозжечка душевно-интимные импульсы заставляют вполне востребованного актера
самому браться за режиссуру. На этот раз он нашел драматурга-единомышленника
(все на том же уровне мозжечка) Максима Курочкина. Еще недавно — безвестного
киевского автора, ставшего едва ли не в одночасье модным московским писателем,
слывущим смелым экспериментатором.
В своей «Кухне» он соединил (а вернее сказать — попытался
соединить) так много всего, что несколько «увяз» в обилии идей, образов,
удачных и не совсем шуток, ассоциаций и т. д. А вслед за драматургом, увы,
та же участь постигла и режиссера. Олег Меньшиков рассказывал, что последнюю
сцену Максим переписывал еще неделю назад, а уже в Киеве в гостинице еще
дописывал какие-то вещи. Когда есть что сказать, конечно, замечательно.
Но порой многословие оборачивается косноязычием и все той же невнятностью.
Что и произошло на киевской «Кухне».
Действие спектакля то разворачивается на новомодной, сверкающей
«Цептером» кухне новых русских, то отсылает во времена нибелунгов. И соответственно
обитатели кухни — уборщица, посудомойка, дворецкий и прочая — превращаются
в героев немецкого эпоса. В творческом плане это, естественно, дает массу
возможностей, столь ценимых актерами перевоплощений: от гиперреализма до
глубины классической трагедии. И актеры действительно не без удовольствия,
однако и не без неуверенности, бросаются то в современный кич, то в дебри
немецкого эпоса. Одним это удается лучше (скажем, очень хороша Оксана Мысина
или тот же Олег Меньшиков, который просто не может быть плох), другим не
без труда, но вполне пристойно. Бросаются и вроде как ждут: ну и что из
этого в результате получится. Ответ пока сформулировать трудно. Оксана
Мысина призналась: мы ждем, что зрители помогут нам разгадать эту загадочную
пьесу. А я всегда думала, что это скорее вопрос к режиссеру...
Впрочем, хочется верить, что Меньшиков рано или поздно
сформулирует ответ. И тогда все в этой необычной «Кухне», над которой изрядно
и удачно потрудились художник Александр Попов, модный модельер Игорь Чапурин,
в меньшей степени — композитор Борис Гребенщиков, где все — с размахом,
дорого и по-театральному красиво, станет на свои места. Поверьте, ее обитатели
во главе с Олегом Меньшиковым этого вполне достойны.