Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевские арабески

30 января, 2003 - 00:00

Персия, как называли издавна эту страну европейцы (самоназвание — Иран), в VII в. вошла в состав исламской империи Арабского халифата. Новая культурная традиция тесно переплелась с домусульманской культурой, что дало толчок к расцвету новых форм искусства. Основой же исламской культуры был и остается Коран. Каноны ислама очень ограничивали изображение живых существ, поэтому фундаментальное значение придавалось письму — каллиграфия стала «центральным носителем символического и эстетического содержания культуры». Ярким примером изысканного письма является «Два листа Корана» — неизвестный художник, первая половина XVI века — с текстом 101 суры (бумага, органические краски, черное чернило, золото). К каллиграфии относится арабеска — особый орнаментальный стиль, который воплощал божественную красоту и сложный путь человека к ее постижению. На выставке представлены несколько ковров (настоящих персидских ковров!), среди них, в частности, гигант — приблизительно 4х2,5 м — XVI века (шерсть, ручное ткачество). Привлекают внимание вышитые золотыми и серебряными нитками фрагменты тканей XVII века (шелк, парча).

Особое место занимают декоративно- прикладные изделия из металла и фаянса. Пластика формы здесь сочетается с богатством орнамента и образностью. Среди керамики первенство принадлежит редкому кувшину в форме петуха (XIII век, фаянс, цветные глазури и подглазурованная роспись), который изготовлен уникальной техникой двойной стенки. Присутствуют также чаши, тарелки и вазы. Архитектурная керамика представлена несколькими образцами кафеля XIII века (фаянс, роспись зеркалом)... Изменение традиций художественного металла в Персии можно проследить на примере лаконичного по своей форме кувшина Х века и изделий более позднего времени, особенностью которых становятся элементы тонкой чеканки, инкрустации серебром, красной медью и золотом. На выставке можно увидеть несколько оснований подсвечника (XI, XIV вв., — бронза, чеканка, гравирование), разнообразные кувшины XII-XIII веков, кадильницу в виде сокола и непревзойденные бронзовые тазы (чеканка, инкрустация золотом и серебром), на поверхности которых нетрудно заблудиться взглядом, пытаясь пробиться по лабиринту загадочного узора.

Игорь ОСТРОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ