В Украине начался кинофестиваль «Другое кино». В частности, в Киеве каждую неделю в нескольких кинотеатрах показывают новый фильм, отмеченный призами на крупнейших европейских фестивалях калибра Берлина или Канн или же снискавший значительный успех в стране производства.
Завтра стартуют показы психологической драмы «Любовь» выдающегося австро-немецкого режиссера Михаэля Ханеке. Картина эта, отмеченная «Золотой пальмовой ветвью» последних Канн, стала событием европейского кино.
Киевские кинотеатры продемонстрируют фильм в так называемых малых или видеозалах. Иными словами — привезут диск из Москвы и будут показывать с видеопроектора на маленьком экране в маленьком зале.
В то же время в Москве «Любовь» идет уже вторую неделю как минимум в двух десятках кинотеатров на больших экранах с нормальным качеством звука и изображения.
В том, что касается киноэкрана, размер имеет значение. Думаю, читатели согласятся, что с показами этой очень ожидаемой картины получается странный географический дисбаланс.
Свое недоумение я адресовал компании «Другое кино» (входящей в группу компаний «Кармен»), которая и занимается столь диспропорциональным прокатом. Конкретно — написал письмо руководителю «Кармен» Игорю Лебедеву, а также совершил несколько звонков в московский и киевский офисы «Другого кино». Самый главный босс меня проигнорировал, а от небожителей более низкого ранга вразумительных объяснений так и не прозвучало. Основной аргумент — коммерческая целесообразность. Мол, нет в Украине потребителей интеллектуального продукта, вон в Киеве по несколько месяцев нового «Человека-паука» крутят — как будто в Москве его крутят меньше, как будто от нескольких широкоэкранных показов не «Человека-паука» «Другое кино» немедленно разорится.
В процессе этих тщетных разговоров прозвучала также удивительная фраза: «За клевету придется отвечать». А в чем клевета, господа? В том, что компания, которая называет себя «лидером кинотеатральной дистрибьюции арт-кино в СНГ с 1993 года» не может организовать качественный прокат за пределами Московской кольцевой автодороги?
Можно сколько угодно рассказывать о количестве киноэкранов здесь и там. О прибылях. Об убытках. О тонкостях дистрибюции. Строить самые изощренные оправдания, сплетая цифры с полуправдой, драпируя высокомерие участливыми интонациями. Это слова, а результаты, то есть дела, таковы: «Другое кино» одним росчерком пера превратило кинозрителей 46-миллионной страны в людей второго сорта. В малообразованное, ленивое и нелюбопытное население, которое (если сравнить прокат с визуальным пиршеством) обойдется объедками с московского стола. Вполне отдаю себе отчет в излишней патетичности последней фразы, но подобное повторяется уже много лет подряд и очень, очень надоело. Каждый раз, когда в пределах бывшего СССР появляется хороший авторский фильм, до нас он доходит исключительно в оскопленном виде, в крохотных залах. «На тобі, Боже, що нам негоже». Лично я — киноман и кинокритик — с этим мирился. Но ситуация с «Любовью» — последняя капля.
Наверняка в «Другом кино» работают люди, считающие себя осведомленными в киноискусстве, носителями особой миссии по продвижению редких шедевров. Увы: на самом деле за блистательным имиджем — до боли знакомая физиономия имперского снобизма. Повторюсь: можно говорить много правильных слов, но с фактом не поспоришь. Как они с таким подходом собираются работать в Украине — трудно понять.
Выход же у нас, украинских зрителей, только один: заставить себя уважать.
Лично я собираюсь сделать для этого все, что в моих силах.
P. S. Рекламирую не прокатчика, но фильм. «Любовь» — выдающаяся картина, потому посмотреть ее стоит в любом случае. В частности, в столице ее покажут кинотеатры «Киев», «Кинопанорама», «Жовтень», «Флоренция», «Ленинград», «Чапаев», «Магнат». Разговор о компании «Другое кино» мы еще продолжим.