Слово «спасибо» является одним из самых употребляемых. Мы говорим его, когда тронуты другими хорошими словами или поступками, когда нам уступают в очереди или когда мы покупаем, например, пирожные. Поэтому не удивительно, что существует Международный день «Спасибо». Хотя история его довольно туманна. Часто отмечают, что праздник учрежден ООН и ЮНЕСКО, встречается версия, что его придумали сметливые производители открыток. Но идея прижилась в разных странах, в Украине такая традиция существует уже десять лет.
Лучше всего отмечать этот день, как можно чаще говоря «спасибо» — но, конечно, в пределах уместности. Еще один хороший вариант — «провоцировать» людей говорить «спасибо» всяческими хорошими поступками.
«На такого типа даты реагирует очень небольшая часть людей. Такие дни выполняют функцию определенного подчеркивания тех или иных социальных норм. А социальные нормы — это условности, которые помогают нам жить, стереотипы поведения, которые несут скрытое содержание. За ними стоят определенные традиции, испытанные временем. Но мы не анализируем их глубоко, просто придерживаемся и все. И время от времени желательно над ними задумываться, понимать существенную условность нашего поведения», — говорит Вадим Васютинский, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии НАПН Украины.
РИСУНОК АННЫ ГАВРИЛЮК
Такая норма выражения благодарности распространена в мире, даже само слово «спасибо» во многих языках звучит похоже. Но, обращает внимание Вадим Васютинский, в разных средах эту норму соблюдают неодинаково. «Даже в пределах Украины есть отличия, — продолжает социальный психолог. — Скажем, привычка благодарить больше распространена в западных регионах. Впрочем, когда благодарят очень часто, в этом слове уменьшается глубина психологического содержания. Можно сказать, что на западе страны и дальше, в Европе, чаще благодарят больше формально. Зато в восточных регионах благодарят реже, но делают это, так сказать, искреннее. Ничего плохого нет ни в том, ни в другом, это просто определенные особенности».
Формальное выражение благодарности, например, в магазине, тоже важно, ведь делает общение легче. «То, чему мы научились в 1990-х годах, — продавцы начали активно благодарить. В советские времена этого не было. Тогда покупатель и продавец были носителями функции. Продавец торговал от имени государства, а покупатель передавал деньги, которые шли государству. Никто не предоставлял какую-то услугу. Когда эта сфера приватизировалась, каждый продавец стал заинтересован в том, чтобы купили именно у него, он понимает, что покупателю нужно угождать. Кстати, не все люди с этим справились. Понадобилось немало времени, чтобы слово «спасибо» перестало быть для многих продавцов как будто чем-то унизительным. В действительности это является проявлением вежливости, в чем нет ничего плохого, — рассуждает Вадим Васютинский. — Довольно многие представители старшего поколения не считают нужным в ситуациях, когда не чувствуют настоящую благодарность, говорить это слово. Потому что когда ты благодарность не чувствуешь, но благодаришь, то как будто немножко лжешь. Это дело личного выбора, стиля поведения и тому подобное».
В последние несколько лет часто звучат слова благодарности в адрес военных. Это даже стало сюжетом одного из видеороликов единства, представленных Министерством информационной политики в конце прошлого года. В видео дети в автобусе рисуют на окне слово «Спасибо», обращаясь к девушке-военной, сидящей на вокзале.
«В 2014—2015 годах, особенно когда изменялась украинская армия, люди, в частности дети, часто благодарили военных за то, что они нас защищают. Сейчас это немного ослабело. Трудно сказать, нужно ли благодарить всегда. Но когда есть определенный ритуал, например, как недавно, встречи пленных — это очень нужно, — убежден Вадим Васютинский. — Не сомневаюсь, что абсолютно всем военным это приятно. Они могут это скрывать, реагировать не совсем предсказуемо, но в глубине восприятия благодарности лежит одна из наших базальных потребностей — в признании. Мы нуждаемся в позитивной оценке со стороны окружения. Нам всем приятно, когда нас признают. Вообще, говоря «спасибо», мы словно помогаем друг другу жить, выявляем психологическую поддержку».
Когда мы особенно чем-то тронуты, не хватает слов. Хочется сказать что-то большее, чем распространенное «спасибо». Но не стесняйтесь этого слова — если оно подкреплено сильными эмоциями, это почувствуют. Между прочим, Вадим Васютинский замечает, что когда человек ждет благодарности и не получает ее — это, определенным образом, небольшая, а порой и большая психологическая травма. Поэтому социальный психолог резюмирует: «Если вы колеблетесь, благодарить или нет, лучше поблагодарить».