Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Когда берешься за работу, должна чувствоваться Украина»

В Киеве открылась выставка народных мастеров Гуцульщины
21 июня, 2013 - 11:29
РАБОТА ИЗ СЕРИИ «ОЙ, ЧИЙ ТО КІНЬ...». НА ФОНЕ РАЗНОЦВЕТНЫХ ЦВЕТКОВ ХОДИТ ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ ЛЕВ. А ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ — КОБЗАРЬ НА КОВРИКЕ С КИСТЯМИ НАПЕВАЕТ МЕЛОДИЮ, НЕПОДАЛЕКУ — САБЛЯ, КОНЬ ОТДЫХАЕТ... СЛОВНО ЭПИЗОД ИЗ ДАВНЕЙ СКАЗКИ

На коллективной выставке, которая открылась в среду в Национальном союзе народных мастеров Украины, представлена коллекция керамики и лижныков Ивано-Франковщины.

Народный мастер Игорь Радиш — из тех людей, которые могут по-современному передавать дух прошлого через филигранно утонченную кружку, миску, крынку или чашку. Вся серия работ, представленных на выставке, из села Вертелов Ивано-Франковской области. Растительные и животные орнаменты здесь дополняют образы людей — парень, который играет на свирели, задумчивая девушка в венке, измученный трудом мужчина за плугом. Также почти каждую работу сопровождает мотив птицы. Прочувствовать волшебную энергетику глины можно, и созерцая серии «Зустріч світів», «Сонячний день», «Червоні квіти», «Джерел священих Берегиня», «На царині». Произведения Игоря Радиша содержат и религиозные мотивы, например образ Богоматери с ребенком. «Я практически брал сюжет с иконы на стекле. Архангел — из росписей из церкви. Иногда я ориентируюсь на росписи в Софии Киевской», — рассказывает мастер.

Основателями и выдающимися мастерами косовской керамики, стиля которой придерживается Игорь Радиш, были еще в ХІХ веке Олекса Бахматюк и Иван Баранюк. Интересуюсь, что символизируют орнаменты на изделиях и откуда такое разнообразие рисунков. На что мастер с улыбкой отвечает: «Отовсюду: с ковров, вышивок, украинских народных росписей, от индивидуального творчества древних мастеров. Я всегда говорю: когда берешься за работу, должна чувствоваться Украина. В моих работах сочетаются и косовские цвета, растительный и геометрический орнамент. Я использую и старые сюжеты, иногда интерпретируя их». И с энтузиазмом добавляет: «Например, на тех картинах изображен скрипач. Он взят с кафелинки. Немного стилизованный, переделанный. А вот это с кафеля Олексы Бахматюка». Мастер продолжает: «А рядом — музыкант той эпохи, они ходили в таких сюртуках во времена господства Австрии».

Кроме художественной керамики, привлекают внимание и работы другого вида народного искусства — лижныкарства. Василиса Копильчук из села Яворив Ивано-Франковской области поделилась непростой техникой лижныка: «Это натуральный продукт из шерсти. Сначала мы стрижем овец, это делаем раз в году, весной. Шерсть, которую выстригли, нужно вымыть. На полчаса заливаем ее горячей водой. После этого моем холодной водой, сушим и перебираем. Белую — к белой, серую — к серой, черную — к черной. Потом шерсть расчесывается на чесалке. Когда-то это делали вручную, а теперь есть электрические машины. И уже после этого прядем. На покрывало нужно 4 килограмма такой шерсти». Мастерица-лижныкарка рассказывает, что село Яворив является центром лижныкарства. В каждом доме есть веретено, станки, шерсть. Приучают к этому ремеслу и детей. «Начиная с пяти лет, каждый ребенок умеет ткать лижнык», — гордится своими земляками пани Василиса. Кстати, чтобы изделие было действительно натуральным, используют краски из ореха, коры дуба, разных трав. Однако применяют и химические красители.

Побывать на представленной в столице Гуцульщине можно до 5 июля.

Анна ПРИХОДЬКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ