Эмоциональная пантомима актеров на фоне архивных документов, кадров кинохроники, страшных живых свидетельств и красноречивых картин Малевича. 10 ноября в Харькове состоялся допремьерный показ документального спектакля театра «Арабески» «Нужно жить — нельзя умирать... или письма из Харькова» об ужасах Голодомора в Украине 1932-33 годов. Режиссер театра Светлана Олешко рассказывает, что написание сценария заняло много лет, в течение которых она собирала свидетельства, читала документы и встречалась с очевидцами трагедии.
На экране старенькие бабушки и дедушки плачут, вспоминая страшную смерть своих семей и маленьких детей, звериные случаи каннибализма, безнадежность и безвыходность, ярость комиссаров, отбиравших последние крошки. Руки и лица покрыты сеткой морщин, в глазах неописуемый ужас и боль, которые никогда не забудутся. Потому что Голодомор — это незаживающая рана Украины. Спектакль стал новой художественно-документальной фиксацией страшных событий, преимущественно тех, которые происходили на Харьковщине. На фоне трагедии — размышления о подвиге британского журналиста Гаррета Джонса, который под угрозой для своей жизни, невзирая на запреты, раскрыл миру правду о голоде людей в Советском Союзе и сделал шокирующие снимки, ставшие историческими документами. С этим контрастирует цинизм журналистов-коллаборационистов, в частности Уолтера Дюранти, который «отбеливал» преступления Сталина и обрел славу и признание, а позже престижную Пулитцеровскую премию. «Именно газета «День» начала кампанию, обратившись к мировому сообществу и оргкомитету Пулитцеровской премии, чтобы восстановить справедливость и отозвать премию у Дюранти. Но комитет не удовлетворил эту просьбу», — напомнила режиссер спектакля. В постановке отображено молчание мирового сообщества в то время, когда украинцы погибали в нечеловеческих страданиях. «Мир знал, но промолчал. Все тогдашние правительства не хотели конфликтовать со Сталиным, никакой реакции не было на высшем политическом уровне. Кроме того, была информационная блокада», — констатирует Светлана Олешко. Очень важным в этих обстоятельствах она считает послание митрополита Шептицкого к украинцам всего мира. «Впервые в истории украинцы всего мира объединились, чтобы спасти Украину, собирали помощь. И хотя она не поступила к умирающим, мы должны помнить о том, что за нас молятся».
На обсуждении, которое состоялось сразу после допремьерного показа, зрители говорили о необходимости спектакля именно в сегодняшней Украине. Генеральный Консул Польши, Ян Гранат, высказывая свое мнение об увиденном, заметил: «Это ужасная иллюстрация того преступления, которое совершил Сталин с украинским народом. Первая попытка коллективизации не прошла в Украине, поэтому по всему народу был нанесен смертельный удар. Это показывает настоящее нечеловеческое лицо коммунизма». Консул добавил, что особенно страшно для него выглядят сегодняшние демонстрации с портретом Сталина на центральной площади Харькова, где в 30-ые годы люди умирали от насильственного голода, а также поражает тот факт, что ни власть, ни общество не останавливают эти демарши.
«Когда мы говорим о Голодоморе, говорим об угрозе тоталитаризма. И, несомненно, мы здесь, в Харькове, сейчас эту угрозу чувствуем, возможно, острее, чем в других регионах Украины», — соглашается автор спектакля Светлана Олешко. Также она рассказывает, что в театр приходят молодые люди, которые раньше не слышали и не читали о фактах Голодомора, поэтому спектакль является очень своевременным. «Нужно жить...» — это возможность подумать и поговорить о последствиях тоталитарного режима и о наших действиях, направленных на то, чтобы ужас не повторился. На 30 ноября назначена премьера спектакля о Голодоморе в Харькове, а в следующем году «Арабески» планируют сделать с художественно-документальной постановкой большой тур по Украине. Режиссер ожидает впечатлений и замечаний зрителей и обещает принять их во внимание, потому что работа над спектаклем продолжается. По ее словам, в спектакле может появиться тема сопротивления силовым действиям режимов власти, на чем акцентировали внимание первые посетители постановки.