Вот уже больше двух недель 120-тысячный город металлургов остается в центре внимания всей страны. Полным ходом идут восстановительные работы, на месте ликвидации аварии находятся около 5 тысяч ремонтников со всей Украины. Ежесуточно тепло подается в 40—45 пострадавших домов и объектов социальной сферы, но около 300 зданий остаются неотапливаемыми (во время аварии теплотрассы 22—24 января пострадало около 70 % жилого фонда города). Как же существует все эти недели Алчевск?
— Бедствие, что с нами приключилось, очень похоже на аналогичную аварию, которая произошла в январе 1972 года на единственной тогда в городе котельной «Заводская», состоявшей на балансе самого крупного на ту пору в Европе Алчевского металлургического комбината. Горожане также сидели без тепла больше месяца, на ликвидацию последствий той аварии были брошены людские и материальные резервы со всего Советского Союза. Планировалось кардинально изменить городскую систему теплообеспечения, говорят, что даже составили проектную документацию, этим вопросом ни один год занимался один из харьковских НИИ. В итоге денег на сооружение предложенных специалистами объектов так и не дали, начали объяснять, что выгоднее построить еще одну мощную котельную. Ёе ввели в строй за пределами границ города ровно через 10 лет после первой аварии, она тоже была ведомственной и обеспечивала теплоносителем более двух третей жилищного фонда. После приватизации градообразующих предприятий — ОАО «Алчевский меткомбинат» и ОАО «Алчевский коксохимзавод» две громадные котельные оказались на балансе города, никто никаких денег на проведение их модернизации при передаче местной громаде не дал. Все надеялись на традиционные славянские «авось» и «небось». Мэр Николай Кириченко, которому вот уже три срока алчевцы доверяют руководить городом, неоднократно указывал власть предержащим о плачевном состоянии городского теплового хозяйства, но его почему-то так никто и не услышал. Сегодня, после того, как петух клюнул в одно место и надо потратить уйму государственных денег, чтобы лютой зимой и в жесточайшие сроки поменять все отопление, стали искать виноватых. И, что не удивительно, нашли в лице местного самоуправления, — делится наболевшим заместитель городского головы Алческа Владимир Тихонов, который охотно согласился стать гидом автора в замерзающем от холода городе.
— Сразу же после 22 января отправили жену сына с годовалым внуком к ее родителям в село, мы с дедом придумали поставить в квартире «буржуйку» — благо, живем на втором этаже, — рассказывает прохожая Алла Аркадьевна. — Угля купили, так что по сравнению с остальными жильцами нашей пятиэтажки — у нас Ташкент. Правда, все вещи и стены в неимоверной копоти. Сын работает на металлургическом комбинате, говорит, что многие только и видят тепло у мартеновских печей — отогреваются на смене, чтобы опять уйти в холодную квартиру. Одиннадцатилетнего внука старшей дочери отправили в Славяногорск, звонил недавно, нравится там ему. В доме, где мы живем, к восстановлению системы еще и не приступали — сослались на недостаток батарей и соединительных элементов. Блеф это все, не успеют закончить к тому сроку, что определил Ющенко. А куда разместили ремонтников? Молодые ребята живут в не отапливаемых и неприспособленных помещениях, среди них очень много простудившихся. Ребята-же лезнодорожники стараются, круглосуточно работают, но им зачастую не достает материалов — подвозят его с большим опозданием, что сказывается на темпах проведения ремонтных работ.
— Почему не дали команду своевременно слить воду из системы, никто не дает внятного ответа, — размышляет мужчина средних лет по имени Олег. — А ведь если бы это сделали сразу после осознания масштабов аварии, последствия были бы гораздо меньшими. А теперь при каждом удобном случае политики и представители власти дискутируют — сколько денег потребуется на ликвидацию коммунальной беды. Да, самое главное ныне — не на словах, а на деле определиться — каким образом в будущем предусмотреть подобные авралы. Сейчас не виновных нужно искать, а всем вместе подумать и принять взвешенные решения, как обезопасить людей, проживающих в городе, не единожды пострадавшем от коммунальной беды.
КСТАТИ
Еще 2 февраля в Симферополь прибыл первый поезд с 600 учащимися 1—3 классов из Алчевска в сопровождении педагогов, психологов и медиков. Затем группа на автобусах переехала в алуштинский санаторий Государственного управления делами Президента Украины «Алуштинский».
Как сообщил журналистам директор санатория Николай Лабунский, здравница в основном работает в летний период. Поэтому за два дня провели срочную подготовку помещений к приему детей, запустили в работу все службы санатория. Сейчас температурный режим в корпусах здравницы на уровне нормы — 18—22°C.
4 февраля на полуостров прибыли еще 3,3 тысяч детей из пострадавших от холода семей. 1,4 тысячи школьников направлены в МДЦ «Артек». Ученики размещены также в санаторно- курортных учреждениях Евпатории, Алупки, Судака, Феодосии, Симеиза. В период с 5 по 7 февраля в Крым прибыли еще 3 620 школьников из Луганска. Они размещены в санаториях «Прометей», «Победа», «Солнечный», «Фемида», «Таврида», «Приморский» в Евпатории, «Здоровье» в Алупке, ТОК «Судак», в военном санатории в Феодосии и «Зори Украины» в Симеизе. Всего планируется переезд в Крым на отдых, реабилитацию и учебу примерно 10 тысяч детей из Луганской области.
Однако до сих пор остается нерешенным вопрос с организацией учебы школьников из Луганска. В первую очередь сказывается нехватка приспособленных помещений и учителей. Как сообщила заместитель председателя Совета министров АРК Елена Асмолова, согласно решению Министерства образования Украины предполагается проводить обучение детей из Алчевска по сокращенной учебной программе и больше времени уделить культурным мероприятиям. Для организации учебы во временных классах переведена часть учителей из местных школ, однако и этого не хватает. Министерство образования Крыма считает, что для полной комплектации временных школ учителями, возможно, придется пригласить из Алчевска также и часть учителей городских школ.