Профессионалы для «горячих» точек
Во вторник в Киевском международном университете состоялась презентация Института экстремальной журналистики. В проведении занятий этого заведения будут принимать участие работники СМИ министерств внутренних дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, экологии и природных ресурсов, службы безопасности и других структур, которые заинтересованы в подготовке специалистов журналистики к работе в экстремальных ситуациях. По словам директора Института, профессора Григория Кривошея, учебно-научная структура преследует цель консолидировать вокруг себя отечественных и зарубежных журналистов, которые работают в специфических условиях. Кроме этого, институт планирует привлечь журналистов-практиков к учебно-воспитательному процессу со студентами. Ректор Киевского международного университета Хачатур Хачатурян высказал надежду, что в недалеком будущем в институт придут для повышения квалификации молодые журналисты. Представители министерств, ведомств высказали готовность помогать преподавателям, обеспечив проведение занятий непосредственно на той материальной базе, которая максимально приблизит студентов и слушателей факультета журналистики к реальным условиям, в которых будущим специалистам придется выполнять редакционные задания. Декан факультета журналистики и телеискусства Владимир Горпенко сказал «Дню», что о своем желании учиться в новом институте сообщили более двадцати студентов. По его словам, «сейчас в украинской журналистике экстремалом можно назвать только Андрея Цаплиенко, которого мы планируем пригласить на работу преподавателем. Цель нашего института состоит в том, чтобы научить журналистов, как вести себя в нестандартных ситуациях, потому что в критические моменты они часто теряются и не знают, что им делать. Кроме непосредственного обучения студентов, институтом будут организовываться семинары для повышения квалификации журналистов-практиков». Владимир ДЕНИСЕНКО, «День».
Ленин «ушел», Грушевский остался
В городе Городок наступила развязка эпопеи с «противостоянием» Михаила Грушевского и Владимира Ленина. На главной площади райцентра остался только Председатель Центральной Рады УНР. Воплощенный в глине, покрытой слоем бронзы, образ Владимира Ильича свергли с пьедестала среди белого декабрьского дня. Работники коммунального хозяйства на основании законного решения депутатов горсовета публично демонтировали памятник, отправили «для ответственного хранения на территорию своего предприятия», сообщил для «Дня» секретарь городского совета Петр Кривой. Прогрессивные слои местного населения обижались на то, что бронзово-глиняный В. И. Ленин во весь свой 4,8-метровый рост нависал темной тучей над скромным бюстом Михаила Грушевского. Производила впечатление и высота уже разобранного по кирпичам пьедестала — 5,2 метра. Петр Кривой отметил, что с этим демонтажем закончилась головная боль для «отцов» райцентра: «Что ни день, то оскверняли образ. То краской зальют, то камнем побьют. Эти выпады возмущали коммунистов». Председатель Хмельницкой облорганизации Руха Костенко — Левко Бирюк — заявил для «Дня»: «Демонтаж «каменного гостя» в Городке состоялся спокойно, без какого-либо сопротивления со стороны местных коммунистов. Но символы тоталитарной эпохи еще остаются в 12 райцентрах из 20 в крае». Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ , «День».
Необходимость обыденного
Фотовыставку Леонида Милевского «Музыка света», открывшуюся в Киевском доме учителя, не назовешь примечательной или экстраординарной.
Собранные здесь фотографии и жанрово, и композиционно отражают привычные, обыденные пейзажи и явления. Закаты и рассветы. Заснеженные леса. Бабочки на цветах. Полуоткрывшийся цветок мака. Целиком раскрывшийся цветок мака. Цветок мака сверхкрупным планом. Просто цветок, проглянувший из-под снега. Подвыпившая парочка, голосящая на берегу реки перед потухшим костром. Замерзшая река. Оттаявшая река. Дельфины, резвящиеся в воде. Усатый седовласый дядька в вышиванке. Солидный осанистый «Народный художник Украины» в официальном костюме перед холстом с буколическим ландшафтом. Национальный банк Украины в вечерней иллюминации. Бульвар Шевченко с потоком машин. Ели. Сосны. Рябины. Льдины... Все это объединено неутомимым, легко прочитываемым желанием Леонида Милевского фотографировать, схватывать на пленке любые объекты в окружающем пространстве. Причем запечатление это как бы нивелирует сами объекты, сводит их до уровня общей, расхожей угадываемости. Так, бывает, узнаешь привольный пейзаж, вышитый на коврике над диваном или отпечатанный на календаре, Бог знает сколько лет украшающем соседский кухонный шкафчик. На ту же цель точной, ремесленно грамотной обыденности работает и особая поэтика названий, предлагаемая автором — «Пылающий горизонт», «В вечерний час», «Красный проблеск лепестков мака», «В ритме танго», «Волшебная тишина», «Зимняя сказка». Такие названия — знакомы абсолютно, встречаемы на каждом шагу, и тем и хороши, ибо полностью укладываются в эстетику «Музыки света» — экспозиции, возведшей обыденность в ранг высшей ценности. И эта эстетика — то, без чего сегодня не обойтись. Среди разгула экспериментальной вседозволенности, захлестнувшей профессиональную фотографическую среду и на Западе, и на Востоке, среди пресловутых социальных либо концептуальных фотопроектов необходим надежный, обыденный противовес, голос здравого смысла, гармонично соответствующий Киеву — великому мещанскому городу. У народа должен быть свой глаз перед объективом — чтобы видеть то, что хочет видеть народ. Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День».
СПРАВКА «Дня»
Леонид Милевский — председатель правления Украинского профессионального банка — называет фотографию своим хобби. Но подходит к нему профессионально. Увлекся фотографией в юности (первый фотоаппарат «Смена-2» у него появился еще в 15 лет), постоянно совершенствовал свое мастерство. Закончил курс фотографии в Московском заочном народном университете искусств, участвовал во всесоюзных и международных фотовыставках, имеет ряд наград и дипломов, среди которых — диплом лауреата международного блиц-турнира фотографов, проводившегося в Прибалтике. А недавно стал еще и членом Союза фотохудожников Украины. В семейном архиве Милевских более 40 тысяч негативов, 12 тысяч фотографий и полторы тысячи слайдов.