Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Красную Гору с радиационным фоном оставила населению Советская армия

7 октября, 2000 - 00:00

Не успела Украина оправиться от «николаевского» токсикодермического шока, как ещё один «подарок» преподнесло нам минувшее «прекрасное далёко». На этот раз он «всплыл» в пожарном водоёме на территории бывшей воинской части, располагавшейся в селе Красная Гора Артёмовского района Донецкой области.

По уже сложившейся традиции «начали» весь «сыр-бор» охотники за цветным металлом, а продолжили его — дети. Кто-то вспомнил или откуда- то узнал, что ещё в советские времена на склад этой в\ч завозили вовремя не использованные, а потому списанные с хранения боеприпасы — авиационные патроны и снаряды. Причём их гильзы были изготовлены из латуни. По нашим временам — ценного и весьма доходного для семейного бюджета металла. По тем же меркам — обыкновенной обузы для начальства части, которое должно было заниматься оформлением на утилизацию боеприпасов и прочей волокитой, связанной с этим нудным процессом. Кто придумал «лёгкий путь» избавления от этой обузы — сейчас выясняет военная прокуратура. Но придумали ловко. Все ящики с устаревшими патронами скоренько опустили в пустующий пожарный водоём и аккуратненько уложили. Затем — прикрыли бетонной плитой, затем снова ящички, и снова плита. А для уверенности присыпали землёй. Вот такой пирог получился. По-видимому, даже те командиры, которые служили позже — вплоть до расформирования части в январе 1997 года, тоже не знали про подземный склад. И даже при передаче военного городка в собственность местных властей сапёры, которые обследовали обычными миноискателями территорию части, ничего не обнаружили. Как объяснили военные, глубина действия миноискателя рассчитана, максимум, на 40 см. Всё, что глубже — собственность недр земных. Но, как выяснилось, — до поры, до времени.

Не совсем отрегулированная экономика страны буквально заставила перейти весь народ на рыночные рельсы и заниматься выживанием. И тут уже, кто во что горазд. Вспомнили и о зарытых патронах. В 1998 году примерно 5 тонн латунных гильз было «оформлено» на Артёмовский завод переработки цветных материалов. Но это было не всё. До всего не успели дойти. Дети помешали. Пронырливые пацаны быстро разведали про «патрончики» и довольные их обилием набили себе карманы. Правильные родители после отбора недетских игрушек быстро заявили в милицию. А та и предала огласке источник опасности для местного населения. Вызвали военных. И началось.

Но, как оказывается, было и второе начало. Ещё раньше.

Осенью 1999 года, когда сдача металлолома приобрела всеукраинский размах, одно мало кому известное ООО завезло металлургам «фонящий» лом. Тут же поднялись все экоспецслужбы, началось расследование происхождения «подарочка». И снова все нити привели на Красную Гору на территорию уже печально известной воинской части. Радиационная разведка территории показала, что, действительно, существуют места, где есть радиоактивное излучение. На сегодня это три участка: 5 на 5 метров, 5 на 6 метров и 10 на 10. Когда начали копать на этих радиоактивных островках, обнаружили металлические детали которые, как утверждают военные, никогда не состояли на вооружении армии Советского Союза и современных украинских Вооружённых Сил. Предположительно, это какие-то опытные образцы боеприпасов, разрабатываемых в 60 — 70- е годы, но, по каким-то причинам, не запущенных в серийное производство. Откуда-то «нахватавшись» радиации, эти болванки продолжают фонить и по сей день. Каждая из них «выдаёт» около 15 микрорентген.

…А в это время руководство Минобороны сформировало специальную группу во главе с замминистра генерал-лейтенантом Александром Чаповским, которая вплотную занялась этим делом. В течение двух недель воины 254-й механизированной дивизии ВС Украины извлекли практически все патроны и снаряды, вычистив пожарный водоём до дна подчистую. Получилось более 112 тысяч «штучек». На полигоне за Артёмовском партиями по 500 штук их уничтожают методом подрыва.

Сейчас армейцы с помощью бойцов МЧС, Гражданской обороны заняты зачисткой «фонящих» участков земли. Оттуда выкапывают злополучные болванки, собирают и отправляют их для дальнейшей отправки на спецпереработку.

По словам генерал-лейтенанта Чаповского, сейчас для местного населения нет никакой опасности. Всё действительно находится под контролем, и военные со своими коллегами из других силовых структур планируют до 1 декабря завершить все работы.

Чем ещё обеспокоены военные — так это состоянием бывшего военного городка, переданного властям по их же просьбе. Сейчас от него практически ничего не осталось. Все сооружения буквально растащены по кирпичику. Нарушены когда-то действующие коммуникации, водоснабжение. Теперь власти уже открещиваются от городка, вернее от того, что от него осталось. Но это на радиационный фон уже не влияет. Рождается следующая тема любви представителей народа к армии.

КСТАТИ

О необходимости проведения экологического мониторинга на территории, где были ликвидированы ракетные точки, заявили 5 октября депутаты Хмельницкого областного совета. Причиной их обеспокоенности стало «возникновение чрезвычайных ситуаций в ряде населенных пунктов Николаевской области», — сообщила корреспонденту «Дня» Михаилу ВАСИЛЕВСКОМУ заведующая протокольной частью областного совета Ирина Вальчук. Дескать, на территории девяти районов области проводились ликвидационные работы. А спустя некоторое время около села Матвийкивцы Городоцкого района было выявлено локальное загрязнение почвы гептилом — веществом, которое, по одной из версий, привело к массовому заболеванию токсикодермией на Николаевщине. Не забыли депутаты и о Лысокогорке Летичивского района, где в свое время возникла паника: население болеет, вымирает. Тогда в Лысогорку приезжали важные комиссии из Хмельницкого, едва успокоили людей. «Однако, — пишут депутаты Хмельницкого областного совета в обращении к Верховной Раде и Кабмину Украины, — для предупреждения возможного возникновения чрезвычайной ситуации необходимо финансирование». Надеются, что адресаты их услышат.

Андрей ЛЫСЕНКО, агентство «Пресс-КИТ»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ