Чем украсить дом, что повесить на стену в гостиной — эти вопросы Галина Михайличенко, мастер по гобелену, давно для себя решила. За свою творческую жизнь она связала из шерсти более 200 ковров и настенных панно. Их мастерица хранит дома, дарит друзьям, а также показывает на выставках в Украине и за границей. На днях в Музее украинского народного декоративного искусства открылась уже десятая по счету выставка члена Союза художников Украины Галины Михайличенко. Здесь представлено около 30 шерстяных полотен, которые будут ждать зрителей до 2 марта.
Невзирая на то, что пани Галина много лет прожила в Узбекистане, тематика ее произведений — украинская: грозди калины, кора дуба, цветы подсолнуха... Как говорит мастерица, чем любуется глаз, то и отображают руки. А процесс работы над очередным панно начинается с выбора цвета ниток, их толщины, размера панно — все это мастерица подбирает под настроение, но обязательно с добрыми намерениями.
— В технику гобелена я влюбилась с первого взгляда, — рассказала о своем увлечении Галина Михайличенко. — Вообще по профессии я театральный художник. Но занятие ткачеством берет верх, и уже много лет я не могу отказаться от него. Привлекает меня в этой технике кропотливый и долгий труд. Работая с шерстью, проходит усталость, забываешь о времени, что уже столько часов подряд сидишь за ткачеством. А начинается все с задумки, потом она отображается на эскизе, а уже после этого переносится на полотно. Самый интересный этап работы — подбор цветов. Я никогда не иду по стандартным схемам и готовым образцам, всегда выбираю те оттенки и те нитки, которые подсказывает мне сердце.
Возможно, из-за этого большинство работ пани Галины выполнены в светлых, некричащих и немного мягких цветах. По большей части мастерица использует шерсть, но когда ей понравятся люрексные, синтетические или джутовые нитки, работает и с ними. Главное — чтобы были качественными. Чтобы достичь желаемого результата, с точки зрения мастерицы, нужно делать только то, что хочется. Благодаря этому принципу пани Галина нашла своих поклонников во многих странах мира, не раз плела панно на заказ, а несколько десятков работ сегодня находятся в Министерстве культуры Узбекистана, Ферганском художественном музее, а также в частных коллекциях и галереях Нидерландов, России, США, Израиля, Италии и Польши.
— Сама по себе техника гобелена несложная, нужно только быть художником и найти тот материал, через который можно передать свое творческое «я», — продолжила мастерица. — Несмотря на то, что много лет я проработала в театре, это никак не повлияло на увлечение гобеленом — ни при выборе идей, ни при поисках своих поклонников. Ведь театр и гобелен — это совершенно разные вещи. Настенные панно воспринимаются не так драматично и напряженно, как театральный спектакль. Глядя на них, у людей отдыхают глаза, исчезает внутренние напряжение, неприятности отходят на задний план, а окружающий мир кажется таким прекрасным.
Мастерица не боится экспериментировать ни с цветами полотен, ни с их размерами: делает и небольшие картины, и почти полутораметровые полотнища. Кстати, работать над большим панно значительно проще, чем над маленьким. По словам пани Галины, чем меньше работа, тем более тонкой и более качественной должна быть нитка, а еще — нужно сделать больше петель и узелков. Так и получается, что на миниатюрную картину расходуется в несколько раз больше времени, чем на большую. Но выбрать из них самую любимую Галина Михайличенко пока что не может, говорит, что лучшую работу еще не создала — это ее ждет в будущем.