В Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества не остались безразличными к 200-й годовщине со дня рождения классика Николая Гоголя, поставив оперу М.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (режиссер Лариса Моспан-Шульга).
Кстати, в театре это уже третья опера известного русского композитора — спектакль «Сказка о Царе Салтане» и «Кощей бессмертный» достаточно известны и уважаемы как детской, так и взрослой зрительской аудиторией.
Однако, кроме дани великому Гоголю, постановка спектакля «Ночь перед Рождеством» является своеобразной духовной игрой со зрителем, ведь фольклорные традиции, предусмотренные фабулой произведения, народные интонации в музыке, да еще и определенная ментальная ностальгия и ассоциации с культовыми киноверсиями гоголевских текстов — все это делает постановку театра оперы и балета близкой для современного зрителя.
С каждым новым аккордом спектакля «Ночь перед Рождеством» зритель все глубже погружается в сказку. И ощущение сказочности приумножается с изменением сценографических картинок (художник Людмила Нагорная). Вот он попадает в украинское село, где готовятся к Рождественским праздникам, а вот — в дом прекрасной Солохи (Любовь Канюка), которая находит возможность приютить, а уже потом и спрятать каждого из своих поклонников. А вот — покои царицы, к которой пожаловал кузнец Вакула (Анатолий Гурин), чтобы попросить черевички для своей любимой Оксаны (Тамара Ходакова). Конечно, сложно остаться безразличным и к такому симпатичному персонажу, как Черт (Виктор Плетюх), популярному в славянской мифологии. Кроме быстрого изменения декораций и картин, представление насыщено визуальными эффектами, которые не отвлекают от восприятия действа и не засоряют сценическое произведение лишними зрелищными фокусами. Скорее, наоборот, они создают неповторимую эмоциональную атмосферу представления. И, несмотря на то, что на улице — март, красота рождественской заснеженной звездной ночи поражает. К тому же, плетеные элементы декораций словно заплетают в свою канву все те потайные смыслы, предлагаемые не только Николаем Гоголем, но и творцами спектакля.
Зритель считывает идею о том, что вся чертовщина — это только темные стороны человеческого существования: она живет в душе человека, и только человек может ее преодолеть. Конечно, кроме рождественских ритуалов, в спектакле представлена прекрасная традиция народа верить в лучшее, иметь в сердце любовь и добро — именно эта вера дает нам невероятную силу и умение делать настоящие чудеса. Языческие традиции органически переплетаются с христианскими мотивами, верой в Бога, указывая на наличие неоспоримых духовных святынь украинского народа. Кроме того, визуальный ряд представления не просто хранит юмор гениального Гоголя, но и, кажется, вносит дополнительную изюминку, приближая оперу «Ночь перед Рождеством» к современным реалиям.
Значительную психологическую, смысловую и, конечно же, эмоциональную нагрузку в спектакле имеют массовые сцены, которые, кажется, и определяют национальный колорит постановки. Ведь по украинской культурной традиции, народ всегда был выразителем общественных мыслей, взглядов, имел право решать собственную судьбу. Именно поэтому гулянья хлопцев и девчат, танцы во дворце царицы (настоящие хореографические творения Аллы Рубиной) придают представлению эстетическую выпуклость, насыщенность. А хождение артистов по зрительному залу делают оперу невероятно живой, давая возможность зрителю и самому стать участником действия и хотя бы на мгновение притронуться к такой далекой, но, в то же время, прекрасной древности.