Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кресло» и нервы

9 ноября, 2002 - 00:00

Согласно заявлениям Президента Леонида Кучмы, главы Верховной Рады Владимира Литвина, постоянного представителя Президента в парламенте Александра Задорожнего, лидеров некоторых парламентских фракций вопрос с формированием нового Кабинета Министров должен решиться буквально в течение ближайших десяти дней. Тем временем атмосфера вокруг премьерского кресла — к слову, отнюдь не вакантного — сгущается. На щекотливость ситуации указал, в частности, первый вице- спикер Геннадий Васильев, назвавший поиски парламентом кандидатуры нового премьера в то время, как в должности остается нынешний глава правительства, «неконституционными» и «неправильными». По мнению Г.Васильева, следовало было бы вначале отправить в отставку теперешнее правительство, если к нему есть претензии, а тогда уж определяться с его преемниками. Осознавая себя «временщиками», люди, заметил первый вице-спикер, не могут эффективно работать. «Почистили ящики — и ждут, что будет дальше», как выразился в интервью «Дню» председатель ВР Владимир Литвин.

Не смолчал и сам Анатолий Кинах: по его словам, попытка сформировать большинство в Верховной Раде методами примитивной торговли портфелями и созданием условий правительственного кризиса является тупиковым путем, который может очень негативно отразиться на бюджетном процессе и обострить политический кризис. «Хотел бы, чтобы все субъекты процесса — Верховная Рада, Кабинет Министров, общество — понимали, что мы теряем много времени на эту политическую суету», — заявил премьер журналистам и добавил: «Все живые люди. Работать в атмосфере постоянных дискуссий и прогнозов о будущем правительства чрезвычайно тяжело».

«Интеллект плюс нервы. Чего-то одного недостаточно», — гласит реклама телешоу Федора Бондарчука «Кресло». В нашем же случае не хватает, в первую очередь, четких «правил игры». О них, а не только о портфелях, очевидно, и необходимо договариваться. Пока же разговоры ведутся, по-видимому, преимущественно о том, какая фракция какую кандидатуру в обмен на какие посты в будущем правительстве готова поддержать. Способны ли, допустим, «Регионы Украины» пожертвовать (если понадобится) ради победы Виктора Януковича своим влиянием на министерства финансов и топливно-энергетического комплекса? А «Трудовая Украина», лидера которой Сергея Тигипко прочат в главы Национального банка, — дружбой с возглавляемой Анатолием Кинахом Партией промышленников и предпринимателей? Насколько обоснованны претензии «Демократических инициатив» на портфель одного из вице-премьеров (Владимир Семиноженко, ведающий в Кабмине гуманитарной политикой, может, по мнению экспертов, не беспокоиться)? И сможет ли кто-то из кандидатов в премьеры (тот же г-н Янукович, например), дабы заручиться поддержкой «Нашей Украины», удовлетворить ее аппетиты? А главное — ради чего? Найдут ли претензионные силы в своих рядах профессионалов?

Впрочем, внутри «НУ» существует, судя по заявлениям ее активистов, несколько точек зрения в отношении «премьериады», причем диаметрально противоположных...

Требуют ответов и другие вопросы. Договорится ли парламентское большинство о едином претенденте на премьерский пост, или же предложит Президенту выбирать из нескольких соискателей (по мнению постпреда главы государства в парламенте Александра Задорожнего, первый вариант был бы более предпочтителен)? Должна ли кандидатура на премьерский пост рассматриваться в «пакете» с кандидатурами на должности министров? Сцементирует ли «премьериада» парламентское большинство, или, напротив, выход процесса «кулуарных и сепаратных договоренностей» из-под контроля приведет, согласно мрачным прогнозам лидера НДП Валерия Пустовойтенко, к развалу коалиции? Наконец, по какому принципу фракции и группы большинства собираются делить министерские кресла (речь, напомним, по-прежнему идет сугубо о «джентльменском соглашении», поскольку право формировать правительство парламент обретет только после внесения соответствующих изменений в Конституцию)? К примеру, лидер фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук, отвечая на аналогичный вопрос агентства Интерфакс-Украина, сказал, что коалиционное правительство будет формироваться посредством определения «квот и алгоритмов» (?! — Ред. ): должности в правительстве, дескать, будут оцениваться в определенное количество баллов, а притязания фракций — ограничиваться их пропорциональным представительством в Верховной Раде. (В частности, лидер фракции СДПУ(О) полагает, что его фракция, исходя из ее численности, вправе претендовать на портфели министров образования, экономики и чрезвычайных ситуаций.) При этом интересы фракций будут, по словам Леонида Кравчука, ставиться на третье место, тогда как на первое и второе — национальные интересы и заинтересованность в работе правительства как «единого профессионального организма». Очень хочется разделить оптимизм Леонида Макаровича, но что-то от этого удерживает...

На вторник, 12 ноября, запланировано, как сообщил журналистам А.Задорожний, «итоговое» заседание координационного совета большинства, на которое каждый из фракционных лидеров должен, по выражению постпреда Президента в ВР, придти с мнением своей фракции.

В конце концов, последнее слово все равно — до тех пор, пока не будет изменена нынешняя модель власти — останется за Президентом.

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ