До 13 октября все, кто хочет и чувствует в себе силы возглавить Национальную службу здоровья Украины, могут подать свои кандидатуры на конкурсный отбор руководителя. После того, как в 2019 году со службы ушел ее первый председатель Олег Петренко, НСЗУ не имеет постоянного руководителя – только исполняющих обязанности. Сейчас Нацслужбу здоровья возглавляет и.о. Дмитрий Самофалов. А нынешняя попытка провести конкурс на голову НСЗУ – это уже шестая за последние два года. В чем же причина – нет желающих и готовых брать на себя ответственность? Потому что Нацслужба не просто воплощает медицинскую реформу, а является ее основной движущей силой. Соответственно, глава службы должен выдерживать не только политическое давление тех, кто против реформы, но и должен быть готовым на реализацию непопулярных решений для больниц.
Кроме того, Национальная служба здоровья Украины – распорядитель огромных средств. В этом году НСЗУ получила из государственного бюджета 130 млрд грн, которые распределяет между медицинскими учреждениями за оказанные пациентам медицинские услуги. Правда, в бюджете на следующий год расходы на службу урезаны на 5,4 млрд грн. Как заявляла ранее народный депутат Ольга СТЕФАНИШИН: «Без этих средств может наступить коллапс в медицинской системе. Эти средства необходимы, чтобы до конца года НСЗУ смогла оплачивать услуги, а больницы выплачивать зарплату врачам и обеспечивать лекарствами пациентов».
Выбрать руководителя НСЗУ пытались и в течение этого лета. Так, в июле МЗ проводило собеседования с кандидатами, но впоследствии министр здравоохранения Виктор Ляшко решил перезапустить конкурс. Новый отбор был объявлен в августе. Министр отмечал, что «ждет кандидатур для избрания достойного и амбициозного руководителя стратегического для системы здравоохранения ведомства с годовым бюджетом более 120 млрд грн».
Годом ранее, когда конкурс проводился при министре Максиме Степанове (тоже несколько раз), все кандидатуры были отклонены. Руководителя НСЗУ решили временно назначить по внеконкурсной процедуре, поэтому обязанности главы службы возложили на Оксану Мовчан, а в августе 2020 – на Андрея Виленского. Все они работают в структуре НСЗУ.
«Все предыдущие конкурсы завершались тем, что оставались только люди изнутри организации. И это все происходило на фоне того, что из организации уходят люди. Этот процесс продолжается еще с 2019 года. Приход сюда новых людей остановился, а уход продолжается. Определенное время НЗСУ находилась под атаками МЗ, тогдашний министр Максим Степанов пытался удержать контроль над всеми независимыми институтами – НСЗУ, ГП «Медицинские закупки Украины». Кризис возник где-то в это время атак, - отмечает Павел КОВТОНЮК, соучредитель Украинского центра здравоохранения, экс-заместитель министра здравоохранения (как раз во время создании НСЗУ). – Следует понимать, что в конце 2019 года, когда сменилось правительство, власть, они приняли не какую-то процветающую и сильную институцию, а только-только родившуюся. Она была еще недоукомплектована. Да, она была яркая, молодая, новая, в нее пришла хорошая команда. Императивно для нового правительства нужно было усиливать эту организацию, вкладывать в нее, привлекать людей, а вместо этого начали атаковать ее, сокращать финансирование, урезать зарплаты. Со временем оттуда ушел руководитель. Фактически это сломало на критическом этапе становление этой организации. Поэтому сейчас скорее вопреки, чем благодаря НСЗУ выполняет свои обязанности. И что с ней делать – сложная задача».
По словам Павла Ковтонюка, он лично знаком с несколькими людьми, которые готовы эти задачи выполнять, но их не устраивает то, что, скорее всего, они не получат поддержки в политических кругах. «Чтобы быть эффективной, НСЗУ должна действовать достаточно жестко. Чтобы двигать вперед реформу, она должна занимать принципиальную жесткую позицию на рынке медицинских учреждений, у которых покупает услуги. Чтобы это делать, политика в медицинском секторе и в целом в стране должна быть реформаторской, а не популистской, потому что много непопулярных вещей должна делать НСЗУ. А на это запроса совсем нет. И люди сильные, которых я знаю и которые были бы хорошими кандидатами, прекрасно понимают, что первое непопулярное решение или действие вызовет конфликт, к примеру, расторжение контракта с какой-то больницей, не выполняющей условия, или незаключение соглашения с больницами, нарушающими правила этики», – добавляет Ковтонюк.
Поскольку Нацслужба здоровья является важным органом во внедрении медицинской реформы, от позиции ее руководителя будет зависеть, как эта реформа будет воплощена. Павел Ковтонюк подчеркивает, что сильная НСЗУ – приравнивается к продолжению реформы. Сейчас мы видим ее замедление. «Реформа заключается в том, чтобы у нас образовалась эффективная сеть медицинских учреждений, хороших, которые сильные и которых столько, сколько нужно. Мы не можем содержать огромное количество неэффективных больниц. Мы должны сосредоточить средства там, где лечатся люди лучше. Это принцип, что деньги ходят за пациентом. НСЗУ олицетворяет этот принцип, своей закупочной политикой направляя средства в наиболее эффективные заведения, – объясняет эксперт. – А это предполагает принципиальность и непопулярность определенных решений. В 2019 году было принято решение о переходном финансировании, правительство отказалось внедрять этот центральный принцип реформы на уровне больниц, хотя на первичке именно это было воплощено. И мы увидели очень быстро результат. А на уровне больниц побоялись, что будут определенные проблемы. Фактически сейчас НСЗУ имеет очень ограниченный маневр, чтобы этот принцип реализовать. И не потому, что не хочет или не может. Она хочет и может. Но на это нет запроса. То есть правительство реформу не отменяло, но от нее убрало руки, отказывается ассоциировать ее с собой. Поэтому любые шаги НСЗУ по активному воплощению реформы пока получают противодействие. И потому люди нужного состава идти в Нацслужбу не желают».