Десятилетиями на полуострове спасали крохи «музея под открытым небом» — от руин древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья до уникального Национального заповедника «Херсонес Таврический». Но за несколько лет оккупационная власть сделала все возможное для того, чтобы разрушить «душу» аннексированного полуострова, уничтожить его подлинность, испортить лицо. Нынешний Крым уже не тот. Он ежедневно страдает из-за бесконтрольных археологических раскопок, варварской реставрации и откровенного разворовывания артефактов. О состоянии памятников культурного наследия оккупированного Крымского полуострова шла речь на международной конференции «Культурное наследие ХХІ века: сохранение, использование, популяризация», которая недавно состоялась в Виннице.
«ЭТО НЕ РЕСТАВРАЦИЯ, А ВАНДАЛИЗМ»
До сих пор нет истинной информации относительно точного количества памятников истории и культуры в Крыму. Согласно опубликованным на официальном сайте Министерства культуры Украины данным, в Государственный реестр недвижимых памятников Украины включено 63 памятника национального и 1080 — местного значения. Но согласно статистическим данным 2013 года, на территории Крыма и города Севастополя сохранялось свыше 10 тысяч объектов культурного наследия: археологии — 5106, истории — 2582, монументального искусства — почти три сотни, а еще архитектуры и градостроения, науки и техники. За этими сухими цифрами — уникальные объекты: легендарные скифские курганы, средневековые пещерные города-крепости Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, роскошные дворцы в Алупке и Ливадии, культовые для мировой культуры мемориальные музеи и аутентичный комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, который годами возрождали крымские татары, а теперь разрушают псевдореставраторы.
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ В БАХЧИСАРАЕ, КОТОРЫЙ РАЗРУШАЕТ НЫНЕШНЯЯ «РЕСТАВРАЦИЯ»
Бывший глава комитета АРК по делам междунациональных отношений и депортированных граждан, общественный деятель, исследователь Эдем ДУДАКОВ, который выходил на связь с участниками конференции, откровенно сказал, что так называемые реставрационные работы выполняют не специалисты, а обычные рабочие, которые разрушают первозданный вид комплекса. Если так будет продолжаться и в дальнейшем, то от уникального Ханского дворца остается бутафория.
«Еще в 2002 году комитет охраны культурного наследия Крыма издал приказ, в котором отметил важность сохранения деталей кровли, отделки, каллиграфической росписи, мозаики дворца и тому подобное. Однако все эти предметы культурного наследия, после начала работ по «доброй» воле оккупационной власти оказались под угрозой уничтожения. Первой пострадала «татарка» — аутентичную черепицу заменили испанской фабричной. Теперь большая Ханская мечеть покрыта серо— бордовым однообразием, как через ксерокс. Замена «татарки», кроме снижения историко-культурной ценности памятника, что очень трагично для научного мира и всемирного наследия, несет в себе и потери эстетического характера — восприятия дворца в целом, — отмечает Эдем Дудаков. — Во время работ балки перекрытия срывались с места автокраном, который говорит о низкой профессиональности подрядчика. Такого рода работы, с учетом наличия на стенах росписей XVIII века, следует выполнять с осторожностью, с помощью домкратов. В результате срыва балок появились первые потери. Верхняя часть центральной росписи западного фасада частично была потеряна уже в первые недели работы. Все каллиграфические росписи западного фасада или частично утеряны, или имеют серьезные проблемы. Практически утрачена и оригинальная отделка фасада выше галереи».
Исследователь добавляет: если за внешними работами еще можно проследить, то что происходит внутри дворца, он со страхом лишь представляет. Ведь длительное время крыша мечети была раскрыта, и дождь свободно проникал вовнутрь, повреждая уникальные витражи. А когда начался демонтаж потолка, который украшал удивительный орнамент из кожи, подрядчик (по сведениям сотрудников музея) даже не имел представления, из чего он сделан. Этот факт, по мнению Эдема Дудакова, подтверждает, что подробные исследования на начало работ подрядчиком не проводились. Он убежден, что возобновить первозданный вид мечети уже не удастся и потомкам оригинального памятника уже не увидеть.
ФРАГМЕНТ РАЗРУШЕННОЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЙ РОСПИСИ
«Россия владела Ханским дворцом 250 лет. За это время территория дворцового комплекса сократилась в три раза, была утрачена большая часть уникальных зданий: зимний дворец, гаремные корпуса, посольские корпуса, здание Медресе. Теперь Россия опять пытается уничтожить объект культурного наследия Буюк Хан Джами, потому что это не реставрация, а вандализм, — продолжает исследователь. — Украина должна предоставить дворцовому комплексу в Бахчисарае национальный статус, чтобы он подпадал под декларацию ЮНЕСКО. В ином случае оккупационная власть его просто «убьет». Он символ духа и единства крымских татар, а для российской власти как «пятая колонна». Поэтому она охотно вырывает Ханский дворец из сердца Крыма, уничтожая документальность памятника, его историю, технологии древних строителей».
«ВАРВАРСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ТЕЛО ПАМЯТНИКА»
Кроме Ханского дворца в Бахчисарае, на очереди во внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще четыре объекта, которые расположены на полуострове. Это пещерные города Эски-Кермен и Мангуп, обсерватория ХІХ века вблизи Симферополя и Генуэзская крепость, которая входит в состав Национального заповедника «София Киевская». Его генеральный директор Неля КУКОВАЛЬСКАЯ сообщила, что в позапрошлом году одна из башен крепости обвалилась. А так называемое руководство новосозданного музея ГБУ РК «Судакская крепость» вместо того, чтобы отреставрировать памятник, проявило преступную небрежность.
«Нам очень больно за Генуэзскую крепость, ведь специалисты Национального заповедника «София Киевская» посвятили ей много время и усилий. Я лично 12 лет отъездила в Крым. Мы совместно привели ее в достаточно хорошее состояние. Ежегодно производили техническую проверку состояния архитектурных памятников и территорий, ведь Крым находится в сейсмической зоне. И раз в сто лет там случаются достаточно серьезные землетрясения. С 2006-2008 годов мы начали замечать активизацию процессов сдвигов, то есть усилилась сейсмическая активность, — рассказывает Неля Куковальская. — Чтобы сработать на опережение, расставили систему мониторинга и выставили маркеры. В 2012 году во время проведения ежегодной проверки технического состояния памятников было зафиксировано появление вертикальной продольной трещины с раскрытием тела сооружения, о чем был составлен соответствующий акт. А уже когда Крым был аннексирован, одна из башен, как известно, обвалились. Об этом факте мы сообщили в Министерство культуры, а оно ЮНЕСКО. Но что сделала Российская Федерация? Она наняла людей, по словам сотрудников, это были буряты, которые, очевидно, никогда не занимались реставрированием крымских памятников, потому что никаких соответствующих документов на проведение реставрационных работ не имели. Они засыпали разрушенную башню камнями и все это посадили на цемент. Выстроили высокую башню и зацементировали. То же самое они сделали со стенами рядом. И это ужасные вещи, которые недопустимы в реставрации. Это варварское вмешательство в тело памятника. Эта ситуация подчеркивает несостоятельность так называемого руководства Музея-заповедника «Судакская крепость» и оккупационной власти Крыма определять приоритеты в работе и свидетельствует о преступной небрежности в вопросах охраны культурного наследия».
ДОРОГА В КРЫМ ЗАКРЫТА?
Рядом с вандалистскими «реставрациями» в Старом Херсонесе продолжаются археологические раскопки, в которых, по словам министра культуры Украины Евгения Нищука, принимают участие организации с сомнительной репутацией (об этом уже писал «День»). Найденные артефакты вывозятся в Российскую Федерацию, как и музейные фонды из крымских музеев и заповедников. Только за период 2016-2017 годов Министерством культуры было обнаружено свыше 20 фактов нарушения национального и международного законодательства в сфере охраны культурного наследия.
В 2015 году, например, с целью экспонирования в Российскую Федерацию были переданы предметы из фондов Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника, найденные во время раскопок археологических экспедиций российского Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 2016 году для экспозиции «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» Государственной Третьяковской галереи (г. Москва) предоставлено 38 художественных произведений (10 картин и 28 рисунков) из коллекции Национальной картинной галереи имени И.К. Айвазовского (г. Феодосия, АР Крым). Из общедоступных средств массовой информации известно, что после завершения этой выставки в Государственной Третьяковской галерее произведения в Крым не вернулись, а перевезены в Русский музей в Санкт-Петербург. И это только подтвержденные случаи. А сколько таких, о которых ничего не знаем?..
«В соответствии с законодательством Украины владельцем вывезенных в Российскую Федерацию художественных произведений, мемориальных вещей является государство Украина, а не ее административно-территориальная единица Автономная Республика Крым. Но состоянием на сегодня никаких обращений относительно получения разрешения на проведение археологических исследований или передачу музейных фондов для экспозиции Министерство культуры Украины не получало», — замечает заместитель начальника управления охраны культурного наследия Юлия НЕЧИПОРЕНКО.
В Автономной Республике Крым действовало 35 музейных заведений, в которых хранилось 928 177 музейных предметов государственной части Музейного фонда Украины. Только в Севастополе — пять музейных заведений, в которых хранилось 322 406 музейных предметов государственной части Музейного фонда Украины. На сегодня в Министерстве культуры не готовы предоставить достоверную информацию, сколько из них осталось и какое состояние национальных культурных объектов, в том числе и памятников всемирного культурного наследия, которые расположены на оккупированной Российской Федерацией территории Крымского полуострова, поскольку украинским должностным лицам для проведения мониторинга дорога в Крым закрыта.
...Но недавно исполнительный совет ЮНЕСКО официально объявил о начале первой фазы прямого мониторинга ситуации в оккупированном Крыму. О его результатах генеральный директор организации отчитается уже через год. Об этом 10 октября написал в Тwitter посол Украины во Франции Олег ШАМШУР. «Сегодняшнее заседание Исполнительного совета ЮНЕСКО стало важным событием: официально объявлено о начале первой фазы прямого мониторинга Организации ситуации в оккупированном Крыму, принято решение относительно отчетности Гендиректора о его результатах следующего октября», — отметил посол. К общему заявлению в поддержку Украины присоединилось 30 государств. А это дает надежду, что мольбы крымских памятников культуры услышат.
Фото с презентации исследователя Эдема ДУДАКОВА