Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Культурную дипломатию надо изучать в школах

Запрос на такие знания есть, стоит формулировать предложение – говорят образовательные эксперты
22 декабря, 2021 - 16:15
ЛАРИСА РУДАК

22 декабря в Украине отмечается День работников дипломатической службы. Известно, что одним из эффективных инструментов демонстрирования страны является культурная дипломатия, которая помогает стране формировать узнаваемость и повышать свою значимость на международной арене не благодаря военной силе и способности оказывать экономическое давление, а с помощью «мягкой силы», обменом идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между странами. Приятно отмечать, что этот механизм успешно внедряет в Украине на государственном уровне Украинский Институт, который видит свою основную миссию в усилении международной и внутренней субъектности Украины средствами культурной дипломатии.

ШКОЛЕ  КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ – 5 ЛЕТ

Существует еще один важный путь решения очерченной проблематики неосведомленности относительно собственной культуры и истории – работать с молодежью и педагогами, параллельно формируя в их среде осознание важности культурной дипломатии как действенного инструмента. Проект, цель которого – реализация такой задачи, с 2016 года внедряется в Национальном центре  «Малая академия наук Украины» (НЦ «МАНУ») под названием «Школа культурной дипломатии», инициатором и организатором которой является Юлия КРАВЧЕНКО, заведующая лабораторией по критическому мышлению в МАНУ, тренер по методике «Философия для детей» Мэтью Липмана (Р4с), Фулбрайтовская стипендиатка в Колумбийском университете 2021-2022 годов.

Основная цель Школы культурной дипломатии – мотивировать детей изучать историю и культуру своей страны и уметь ее представить. Молодежь должна осознать еще в школе, что не знать свою историю – это быть никем. Задача спикеров Школы – показать детям, что это может быть интересно и увлекательно, а также познакомить их с незаурядными и выдающимися деятелями нашей страны. Знания о древнерусской культуре, барокковой, об авангардном искусстве и феномене Расстрелянного Возрождения и шестидесятничества, о выдающихся украинских деятелях, которые творили историю Украины и творят ее сейчас, формирует мировоззрение и мировосприятие детей.

Проект существует уже пять лет. Первые четыре года мероприятие проходило вживую в формате школ пять-семь дней, во время которых дети имели возможность не только получить знания, но и проверить, как они работают на практике. Школы проходили не только в Украине. Навыкам культурных послов дети учились в просветительских путешествиях в Бельгии и Польше. В поездках школьники оттачивали умение критически и креативно мыслить, умение презентовать украинскую культуру, знакомились с европейским культурно-художественным наследием и совершенствовали навыки межличностной коммуникации и межкультурного диалога.

После недели учебы в Школе, учащиеся не только приобретают конкретные знания. Намного важнее является то, что молодежь получает мотивацию учиться, развиваться, а также познавать свою страну, ее историю и культуру. Кроме того, дети учатся таким важным сегодня мягким компетенциям, как способность выражать собственное мнение и логично его обосновывать, творческий подход, инициативность, умение сотрудничать с другими людьми, способность оценивать риски и принимать решения. На такие компетенции сегодня есть спрос в любой сфере, потому что они являются универсальными и влияют на способность быстро адаптироваться к новым условиям, изменять сферу занятости и решать нестандартные задачи.

Как отмечает участница нескольких Школ, а в настоящее время студентка законодательного факультета Киево-Могилянской академии и Гисенского университета (Германия) Мария ПАНЧЕНКО: «Школа по культурной дипломатии дала мне возможность почувствовать, насколько богатой является Украина исторически, и показала важность делиться этим сокровищем с другими, выстраивая диалог между разными странами путем поиска общего, ценя разное. На школах пани Юлия сначала влюбляет самих украинцев в нашу культуру, а потом на собственном примере и с поддержкой помогает достойно представить Украину как во время локальных проектов с польской молодежью, так и на встрече в Европейском парламенте. Школа была важным этапом становления меня как гражданки Украины, именно благодаря удачно скомпонованной программе я получила новые знания об истории и культуре Украины и использовала каждый случай, чтобы рассказать о своей стране на международных мероприятиях интересно, нестандартно, правдиво и современно. Я убеждена, что именно культура является надежным инструментом международного сотрудничества, особенно сейчас в эпоху глобализации и универсализации. Но перед тем как налаживать мостики между разными государствами, чрезвычайно важно самим познать свое наследие, за что я благодарна Школе».

НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЮНЫХ ДИПЛОМАТОВ

В рамках учебы в Школе культурной дипломатии участники получают разные нестандартные задания. Например, в этом году юных дипломатов пригласили участвовать в конкурсе «Украинские бренды в глобальные тренды», который для НЦ «МАНУ» организовал фонд Global Ukraine. Заданием конкурса было написать статью о бренде своего городка или села, из которого происходят участники. Интересные фишки и достижения дети выбирали на свое усмотрение, самостоятельно оценивая целесообразность и привлекательность материала и способ его подачи. Среди работ были исследования об аутентичном пении, об уникальной полтавской вышивке белым по белому, об истории и происхождении песни «Шум», о чрезвычайных природных или архитектурных памятниках или малоизвестных рецептах украинских блюд.

На каждом этапе конкурса  14 представителей организаций украинской диаспоры, которые работают в сфере культурной дипломатии, оценивали работы участников Школы. Члены жюри конкурса отметили эмоциональную включенность молодежи в проект, содержательность и высокое качество работ, а также творческий подход и нестандартное мышление юных дипломатов, которые смогли  показать места и объекты, казавшиеся обычными, а иногда даже будничными с новой, неординарной точки зрения. Особенной ценностью этого задания было то, что молодежь не просто представляла избранные экспонаты жюри и публике для ознакомления, но то, что в процессе работы над проектом, исследуя и анализируя места и памятники истории, дети пережили очень ценный опыт – опыт осознания того, кем они являются, дотронулись до своей украинскости, а также имели возможность поделиться пережитым с другими участниками и организаторами конкурса и передать свой опыт переосмысления Украины через свои проекты. Как комментировали потом члены жюри, трудно было оценивать такие работы баллами и цифрами. Невзирая на то, что школа проходила онлайн, она достигла своих результатов. И даже больше: она сделала возможным сплотить детей из разных уголков Украины и из-за границы.

За годы  существования проекта спикерами Школы были писатель Рауль Чилачава, бандуристка Ирина Родионова, актриса Галина Стефанова, кинорежиссер Сергей Лысенко, литературовед Элеонора Соловей, современный художник  Гжегож Плешински (Польша), театральный кукольник Роберт Порижински (Польша), внештатный советник министра культуры Украины Эсма Аджиева, лидер диаспорного сообщества Наталья Пошивайло-Таулер (Австралия), кинопродюсер Ольга Щербакова, креативный директор Украинского Института Татьяна Филевская, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Кувейте Александр Балануца.

Важной ежедневной сессией школ является рефлексия. Она помогает подросткам осмыслено относиться к себе и к процессам, которые происходят вокруг. Благодаря этим размышлениям организаторы получают обратную связь от участников, а именно: что им импонирует такой стиль учебы, возможность расширить круг друзей из разных уголков Украины, работать вместе в группах и создавать проекты, свободно выражать мнения и обмениваться идеями, общаться в украиноязычной среде, а также  ценными являются  знания о культурной дипломатии, украинской истории и искусстве. Участники имеют возможность совсем по-другому подойти к процессу учебы, придать современное звучание традиционным вещам и сгенерировать новые смыслы, обогащая украинскую культурную среду.

Организатор Школы Юлия Кравченко отмечает: «Учеба в Школе культурной дипломатии побуждает юных добытчиков образования отвечать для себя самих на такие вопросы, как «что я знаю о себе?», «как и кем я себя чувствую?», «о чем я мечтаю?», что помогают молодежи в важных личностных процессах от самопознания до изучения своей системы ценностей. Важным показателем успешности проекта является рост с каждым годом количества школьников, которые ангажируются на событие. Ведь предмет «культурная дипломатия» отсутствует в школьной программе, а школьники готовы инвестировать свое время в его изучение. Это свидетельствует о том, что есть спрос на знания по культурной дипломатии, потому надо формулировать предложение. Это создание курсов для украинских учителей, которые бы по прохождению учебы внедряли принципы культурной дипломатии в общеобразовательных школах в рамках работы кружка».

 

Лариса РУДАК
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ